Алик Асланян
июль 2015.
90310

Почему в России существует пятибалльная система оценок, если оценка 1 и 2 — это одно и то же?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
17
11 ответов
Поделиться

В разных странах существуют разные системы оценивания, и 5-ти, и 6-ти, и 7-ми, и 10-ти, и 12-ти бальные и иные. Более того, в разных регионах, в разных школах могут быть разные системы оценивания. В России пятибалльная система оценивания была установлена в качестве единой для всех школ в 1937 году. И к 70-ым годам прошлого века означала (Г.И. Щукина):

  • Оценка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.

  • Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки как в содержании, так и форме построения ответа.

  • Оценка «3» («посредственно») свидетельствует о том, что ученик знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и форме построения ответа.

  • Оценка «2» («плохо») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Он передает информацию, которую запомнил со слов учителя или из учебника, но которая логически не обработана в его сознании, не приведена в систему научных положений, доводов.

  • Оценка «1» (очень плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.

Однако, постепенно, единица стала некоторой эмоциональной отметкой, которая в последующем, как правило, исправляется учителем после пересдачи.

На самом деле, сейчас де-юре, нет единой системы оценивания. Согласно сегодняшнему законодательству, 28 статье Закона «Об образовании в РФ» система оценивается устанавливается школой самостоятельно. И действительно, в некоторых российских школах, работающих по программам международного бакалавриата, действует 7-балльная система оценивания. Некоторые школы проводят контрольные работы по 100-бальной системе оценивания, близкой к ЕГЭ. Но после завершения школы для того, чтобы выставить отметки в аттестат, каждая школа должна пересчитать их в пятибалльную систему. Двойки и единицы в аттестат не ставятся, так как свидетельствуют о неосвоении материала, а значить и не получении общего образования, аттестат в этом случае выдать нельзя.

Вместе с тем, в последние годы ведутся дискуссии о том, чтобы разрешить школам ставить «неудовлетворительно» в итоговый аттестат, по одному предмету или по нескольким. В условиях введения ЕГЭ и последующего поступления в вуз это становится не таким уж и критичным. По мнению других экспертов допускать этого нельзя, так как общее образование в этом случае не будет считаться полученным.

135
-2

У нас в Беларуси 10 балльная, но разница между 1 и 2 такая же. В универах экзамен ставится от 4 баллов, то есть еще и 3 в ту же степь уходит. Реальной системы оценки на все баллы все равно нет. Реально работающей.

+6
Ответить

В школе где я учусь, например, оценки ставятся по проценту выполнения работы. 

0% - 21%: 1

22% - 41%: 2

42% - 61%:  3

62% - 81%: 4

82% - 100%: 5

0 ставится в случае не посещения контрольной/самостоятельной работы.

+4
Ответить

А если пропустил по болезни или другой уважительной причине

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Тогда предоставляй доказательства этой самой уважительной причины

0
Ответить
Прокомментировать

На самом деле, в арсенале учителя фактически 15 оценок, так как к каждой цифре он может прибавить + или -. Понятно, что эти знаки не имеют "юридической" силы и в журналы-аттестаты не попадают, но для эмоционального воздействия и простановки в дневники-тетрадки применяются активно. Как-то 5+ означает "я восхищен(а)", а 1- "завтра в школу с родителями". Один из знакомых мне учителей практиковал оценку "хуже кола", выглядела она как прочерк - типа кол, лежащий на боку. А однажды однокласснику выставили 2+, это означало "ничего не знает, но очень развеселил".

94
-6

У нас в начальной школе еще была оценка "с точкой", например, "четыре с точкой", это означало крепкую четверку.

+9
Ответить

Учительница химии ставила иногда 2+++, это означало почти четыре) выставлялась двоечникам при появлении признаков разума в ответах

+14
Ответить

А мне однажды по геометрии поставили 3 - - - (три с тремя минусами). Не любила я геометрию, но с учителем нормально общались.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Худший ответ из всех, что я видел. На вопрос не ответили, но зато написали, что учителя могут ставить плюсы и минусы, это ли не кризис системы оценивая учеников? Если бы у нас была, например, 10 бальная система, то в "плюсиках и минусиках" не было бы необходимости.

+3
Ответить
Прокомментировать

Когда я учился в 67й школе в Москве, учительница математики дала чёткий критерий: 2 - делал задание или решал контрольную, но не получилось, а 1 - ничего не делал или списал.

51
0

У меня так было. Я одну четверть не сдал ни одного стиха. Просто не хотел учить, не люблю заучивать. Мне молча влепили кол за четверть.

0
Ответить
Прокомментировать

В начале XIX века шкала гимназических оценок начиналась от нуля. Получение двух нулей подряд обеспечивало гимназисту телесное наказание (которое было отменено в 1864 году). К 80м годам XIX века в России шкала оценок в гимназиях содержала большее количество оттенков, что, с моей точки зрения, положительно сказывалось на аттестации учащихся. Так, при выдаче аттестата зрелости, выписывалась не только оценка за поведение, но и отдельные оценки за "исправность в посещении и приготовлении уроков, а также в исполнении письменных работ", за прилежание и за любознательность. Причем между оценками "Отлично" и "Хорошо" находилась промежуточная оценка "Очень хорошо". В аттестат отдельно записывались "Оценки, выставленные на педагогическом совете" и "Оценки, выставленные на испытании" (экзаменационные). Так что шкала была как минимум из 7 баллов (0,1,2,3,4,4.5 и 5) А редуцировалась она в советское время до трехбалльной - 3,4 и 5, так как оценка 2, по моим наблюдениям, превратилась в замену телесного наказания для нерадивых учеников.

18
-1
Прокомментировать

Нам в школе вместо единицы ставят точку. Это значит, что ученик не ознакомился с материалом и должен придти на пересдачу. Но не все учителя такие добрые, чаще всего сразу ставят двойку.

15
-4

За "придти" сразу надо двойку ставить, правильно.

-2
Ответить

Как раз "добрыми" можно назвать тех, кто сразу ставит 2. А те, кто ставит точку и ждёт пока ученик выучит данную тему и расскажет снова, как раз самые строгие. От них не убежишь и не спрячешься за "двойку". Тему выучить придётся. По-моему, это лучший способ оценивания.

+5
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 6 ответов
Ответить