Почему общество презирает проституцию?

4927
4
0
29 июля
17:27
июль
2015

Думаю, что вопрос сильно сложнее (Вы сами его задали и сами ответили :)).

Во-первых, надо разделять прелюбодеяние (измену в браке) и проституцию.

Можно обсуждать логичность этого разделения понятий, но по факту они всегда разделялись.

Конечно же, вовсе не христиане придумали и принесли в Древний Рим заповедь "не прелюбодействуй". Эта заповедь дана в Ветхом Завете, который был создан в XIII в.-IV в. до нашей эры по оценкам ученых. В Ветхом Завете и отношение к блуду такое же, хотя специально блуд (вне брака) заповедью не рассматривается. Но прочитайте текст, там везде речь именно об измене в браке.

А что же Древний Рим? При лояльном отношении к проституции (свободные люди делают что хотят, боги не запрещают этого) отношение к прелюбодеянию точно такое же как в Ветхом Завете у иудеев:

====

АДЮЛЬТЕР, Adulterium, измена жены мужу. В Афинах, как и вообще в греческих государствах, при μοιχεία мужу дозволялось самому карать за нанесенное ему оскорбление. Если он не желал сам воспользоваться этим правом, то мог представить письменную жалобу на виновного фесмофестам. Жена должна была немедленно оставить дом мужа и подвергалась атимии. См.: Meier und Schumann, Att. Prozesz. стр. 327—332. В Риме муж имел право, застав виновную (adultera) на месте преступления, убить ее (Gell. 10, 23; на это имел право и отец виновной, Schol. ad Hor. sat. 2, 7, 61) или развестись с ней (repudiare). Plut. Rom. 22. В противодействие безнравственности, все более и более распространявшейся под конец существования Республики, Август издал lex Julia de adulteriis — закон, которым ограничивалось древнее право самоличной мести, а наказанием устанавливалось лишение определенной значительной части имущества и изгнание.

==== (Яндекс.Словари › Классические древности. — 2007)

Кодекс Хаммурапи:

(§ 129) Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.

====

Во-вторых, почему же отношение к проституции стало негативным? Законы в разных обществах по разному к этому относились. Но даже из законов немного понятно почему. Распоряжаться своим телом запрещать сложно. Отличить проституцию от секса просто так очень не просто, особенно для закона. Однако на практике занятие проституцией всегда означало грязь именно физическую. Это сейчас с венерическими болезнями эффективно борятся, а всего 100 лет назад сифилис и прочее венерическое было крайне распространенным явлением. Причем взрослые заразившись сами заражали и детей. Официальные данные по армии: По данным медицинского департамента, в 1904 году заболеваемость сифилисом в русской армии была равна 9,76 %, в 1905 году — 14,74 %, в 1906 году — 17,85 %, в 1907 году — 19,79 % (это только сифилис). Даже при нынешних антибиотиках среди "свободной" молодежи венерические заболевания вовсе не редкость. В те времена это было серьезнейшей проблемой. И пресловутые желтые билеты проституткам были нужны не для наказания, а именно для ограничения свободы и контроля для нераспространения этих болезней. Да, это обидно и несправедливо, но как сейчас нельзя туберкулезному работать в питании, так тогда проституток, гарантированно больных, ограничивали в свободе.

Да, безусловно, люди обожают искать плохое в других людях и проститутки всегда были удобны для этого. Кроме того, негативное отношение жен тех, кто ходит к проституткам вполне можно понять. В этом и в грязи связанной с этой сферой, и есть рациональные корни негатива. Хотя Христос, как известно, именно блудницу выбрал уроком прощения и слежения за своими грехами, а не за чужими.

ps Тут не столько авраамические религии роль играют, сколько патриархальное устройство общества, которое характерно не только для авраамических религий. Женщина в таком обществе, это как ребенок, не обладает полной свободой, поэтому, конечно, к такому свободному поведению, как проституция, отношение соответствующее, даже если преследования по закону нет. Тот же Древний Рим -- обратим внимание на культ матроны, поведение которой приветствуется прямо противоположное проституции. При этом проституция не преследуется. Но и гимнов проституции никто не поёт. Гимны -- матронам.

К сексу вообще отношение двойственное, не только к частному случаю, проституции. И проявляется это даже у животных, а не только у людей с разными культурами (религиями).

С одной стороны секс -- удовольствие, воспеваемое в том числе и в древних религиозных текстах. И в Библии вполне эротического содержания псалмы, и в других древних текстах тем более.

С другой стороны секс -- средство доминирования и унижения. Причем это одной стороне, а иногда и обеим сторонам тоже приносит своеобразное удовольствие.

Другой аспект -- ведь и проституция иногда доставляет удовольствие не как две указанные стороны, но ещё и как нарушение запрета.

Есть и ещё один интересный аспект. Вспомним то, как некоторые люди без всякого принуждения культурой комментируют женщин, на дорогих машинах -- знаменитое "насосала!". При этом мужчина, говорящий это сам может требовать этого и от проституток, и от жены. Но при этом считать это унизительным.

Также вспомним знаменитый анекдот про фапочку. Тут сразу два аспекта видим. Первый -- готовность продаться при изображении непродаваемости. Уже это вызывает определенное отношение, разве не так? Но далее интересно -- ведь сам мужчина обманывает и, этим обманом, получает таки удовольствие от той, которую презирает за то, что продалась, хотя сначала изображала непродаваемость. Женщина в этом случае вызывает негатив у всех, а мужчина у части негатива вовсе не вызывает. Логично ли это?

И тут дело не в какой-то конкретной культуре. Это более глубокий слой психики.

23
5
июль
2015

Только общества авраамических религий презирают проституцию потому что эти религии требуют относится к сексу исключительно как способу продолжения рода. С точки зрения атеистического общества- это способ мужчин как вида контролировать женскую сексуальность, так как именно мужчины создали религии. В современном западном обществе темой роли проституции сильно озабочены феминистки, но среди них нет единого мнения- для одних это воплощение мужского доминирования, для других- решение независимой женщины о том как распоряжаться своим телом.

6
1
июль
2015

Дело в дегуманизации женщины.

Проститутка представляет на воображаемом рынке не услугу, но себя как товар. Большинство мужчин (женатых или имеющих постоянную партнёршу, таких покупателей по статистике около 65%) потому и покупают женщину, не из-за какого-то особенного искусства минета, а потому что нравится ощущать власть покупая человека. Общество не только презирает, но и лицемерно санкцианирует занятие проституцией (часто ли вам приходилось слышать фразу "Некоторые женщины ничего больше просто не могут предложить и не хотят нормальной работы, вот и идут на панель"?) Трафикинг и нищета - основные причины занятия "секс-работой". Женщины, находящиеся в этой сфере много лет маргинализуются, длительное отчуждение от собственного тела сильно сказывается на психике. Большинство из них эмигрантки, даже в странах где проституция легализована.

Негативное отношение к проституции, это презрение не к самой отрасли, но к женщинам в ней, которые маркируются как опустившиеся, как недолюди и недоженщины.

В Древнем Риме проститутки имели что-то вроде современного профсоюза и были свободнее рядовых жительниц Рима, не имеющих гражданства. Тогда они призерались помимо религиозных причин, ещё и потому, что смели распоряжаться своими телами сами, да ещё и получать за это деньги. В мире современном ситуация в корне противоположная: потеряв право на владение женой, мужчины хотят оставить за собой право владения проституткой (хотя бы на час).

Стоя в одном ряду с бомжами и наркоманами и прочими люмпенами, проститутки теряют часть своего человеческого облика, поэтому их так легко презирать и не воспринимать как людей.

5
2
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта