Тоня Самсонова
июль 2015.
16434

Что такое современное искусство?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
27
6 ответов
Поделиться

В зависимости от контекста возможны варианты:

1) Искусство, которое создают художники, живущие одновременно с вами. Ну там Шилов, Глазунов, you know. Это самая вульгарная трактовка, но что делать, она тоже встречается.

2) Искусство, которое выхватывает самые острые вопросы текущего момента и самые передовые тенденции. Новаторское с точки зрения идей и технических средств. В 1990-е был в ходу термин «актуальное искусство», но сейчас он не используется (отчасти потому, что на Западе существует термин “actual art” – искусство, использующее силы природы).

3) Искусство XX века. Формулировка для музеев – то есть от модернизма и до наших дней. Тут необходимо пояснить, почему в качестве точки отсчёта выбирают именно модернизм: потому что на нём закончилась многовековая эпоха классического искусства. Классическое искусство изображало мир, модернизм хотел его преобразить или вообще выдумать заново (футуризм, кубизм, вот это всё).

4) «Послевоенное искусство» – п.3 плюс две мировые и холодная война как источник рефлексии («Писать после Освенцима стихи — это варварство»). Правда, чаще всего термином «послевоенное искусство» обозначают искусство 1940-50-х, и в пресс-релизах и каталогах аукционных домов (где этот термин встречается чаще всего) можно увидеть выражение «послевоенное и современное искусство». Под «современным» в этом случае понимается следующее:

5) Contemporary art. Здесь чуть подробнее.

Искусство модернизма (п.3), которое начиналось с шуток, кабаре, скандала и призыва сбросить Пушкина с парохода современности, в итоге пришло (см.п.4) к патетике и монументальности. Вершиной его стал, по мнению критика Клемента Гринберга, абстрактный экспрессионизм. Но у него была серьёзная уязвимость – приверженность технике и звериная серьёзность. Он превратился в «искусство ради искусства», зацикленное на самом себе.

Как реакция на это в середине 1960-х появилось поколение художников, которые, с одной стороны, проще относились к художественным средствам и легко брались за освоение новых медиумов, а с другой – стали задавать вопросы об их (медиумов) роли (#концептуализм, #минимализм, #перформативные практики), обратились к массовой культуре (#поп-арт), выступали с институциональной критикой, начали делать социально ангажированное и политически заряженное искусство; пытались изъять из искусства то форму, то содержание, то автора, то «вдохновение» и посмотреть, что получится и останется ли искусство искусством.

Глядя на них и на произведения французских философов, которые начали разрабатывать тему постмодернизма (#смерть автора, #симулякр, #дискурс), критик Розалинд Краусс писала: нельзя больше рассматривать произведение искусства исключительно в историческом контексте, нельзя указывать художнику, где рамки искусства, нельзя указывать зрителю, как ему понимать произведение.

Собственно, она и придумала термин contemporary art, под которым понимается такое искусство, суть которого в том, чтобы всё время спрашивать: «Что такое современное искусство?».

PS: Что современное искусство обращается исключительно к интеллекту, «минуя эмоциональную сферу», – неправда. Разное бывает современное искусство.

16
-1
Прокомментировать

Современное искусство это определенный этап в развитии художественно-выразительных средств.

Для того, что бы понять <что> это такое, необходимо хотя бы приблизительно понимать историю развития искусства как явления. Куда более интересный вопрос:

"Что такое искусство?" и наверное его то и стоит вынести отдельно на этом сайте. Дело в том, что в зависимости от периода развития искусства как явления, ответ на этот вопрос сильно меняется.

Для первобытных общин искусство было магией - абстрактное волеизъявление, получившее материальную форму. Попытка управлять природой.

Чуть позже искусство продолжает сохранять свой мистический статус, являясь проводником чувства религиозного откровения (если, например, говорить о европейском средневековье). Но выразительные средства, которые получили развития в этот период, обрели плодородную почву и в лице простых крестьян, для которых оно было способом развлекательного времяпрепровождения.

С развитием экономики все больше людей могли себе позволить просторное жилище, украшение которого было делом социального статуса. Обе ветви искусства постепенно объединяются и появляется искусство в его сегодняшним классическом понимании - источник эстетического удовольствия, то, о чем, например, говорит А. Шендерович несколькими комментариями выше (а возможно уже и ниже).

Но в глубине этого явления все еще остается искра откровения - искусство, как авангард культуры, стремится преобразить себя и мир вокруг; в исключительно эстетическую функцию добавляется функция познавательная - искусство поднимает серьёзные философские вопросы и не менее серьёзно на них отвечает (строго говоря литература, как одна из форм искусства, этого не переставала делать с момента своего появления).

Происходит смена идеологических течений в искусстве, их становится все больше, а каждая новая все менее понятна непосвященным людям. В конце концов для того, что бы было проще общаться не вдаваясь глубоко в подробности - все эти течения попадают в зонтичное-понятие "современного искусства".

Сегодня мы уже прошли рубеж пост-модернизма. Да, здравствует мета-модернизм. Go forth and oscillate! ;)

12
-1
Прокомментировать

Это вопрос не из тех, на которые можно одномоментно получить исчерпывающий ответ. Без понимания того, что такое искусство, невозможно обсуждать этот пласт, а при понимании - такой вопрос не возникает. Хорошие статьи по теме собраны здесь - theoryandpractice.ru Я бы советовал начать с текста Екатерины Деготь.

Другой автор в этой ветке лукавит, противопоставляя интерпретацию бездумному восприятию, он предлагает зрителю забыть все, что он видел и слышал в жизни и воспринимать все искусство с точки зрения даже не то, что Маугли, а с точки зрения кольчатого червя. Это сложно, далеко не каждый так сможет.

11
-1

Прекрасные статьи, спасибо!!!

0
Ответить
Прокомментировать

Этот вопрос можно сформулировать также и по отношению к современной музыке (классической). Здесь присутствует однозначная путаница между произведениями, которые созданы современниками и произведениями, в которых язык или стиль имеет ярко выраженное новаторство. И здесь важно понимать эту разницу. Часто после концертов, в беседе со слушателями слышишь, что музыка Шостаковича или Бартока для них современная, хотя композиторы жили в прошлом веке. И это частая реакция. Скорее всего мы будем понимать под определением современного искусства именно фактор стиля и приёмов, с помощью которого произведение искусства создано. Хотя поиск новых средств выражения, языка и стиля иногда приводит к эффекту, при котором начинаешь сомневаться в результате, которое часто не хочется считать "чистым" искусством, не признавая мастерства создателя. Мне персонально ближе те произведения современного искусства которые рождают прежде всего положительные эмоции и эстетическое удовлетворение, что как мне видится, и есть цель любого искусства.

10
-2
Прокомментировать

Всё, что создано в последние 50-70 лет и что их создатели относят к произведениям искусства. Например, если я скажу, что этот комментарий - произведение искусства, то он тоже будет произведением искусства. Любые попытки ограничения того, что называть произведением искусства, а что - нет, успешно преодолеваются этим самым современным искусством.

1
-3

Размечтался)

+1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить