Что такое современное искусство?

10909
6
0
29 июля
13:04
июль
2015

В зависимости от контекста возможны варианты:

1) Искусство, которое создают художники, живущие одновременно с вами. Ну там Шилов, Глазунов, you know. Это самая вульгарная трактовка, но что делать, она тоже встречается.

2) Искусство, которое выхватывает самые острые вопросы текущего момента и самые передовые тенденции. Новаторское с точки зрения идей и технических средств. В 1990-е был в ходу термин «актуальное искусство», но сейчас он не используется (отчасти потому, что на Западе существует термин “actual art” – искусство, использующее силы природы).

3) Искусство XX века. Формулировка для музеев – то есть от модернизма и до наших дней. Тут необходимо пояснить, почему в качестве точки отсчёта выбирают именно модернизм: потому что на нём закончилась многовековая эпоха классического искусства. Классическое искусство изображало мир, модернизм хотел его преобразить или вообще выдумать заново (футуризм, кубизм, вот это всё).

4) «Послевоенное искусство» – п.3 плюс две мировые и холодная война как источник рефлексии («Писать после Освенцима стихи — это варварство»). Правда, чаще всего термином «послевоенное искусство» обозначают искусство 1940-50-х, и в пресс-релизах и каталогах аукционных домов (где этот термин встречается чаще всего) можно увидеть выражение «послевоенное и современное искусство». Под «современным» в этом случае понимается следующее:

5) Contemporary art. Здесь чуть подробнее.

Искусство модернизма (п.3), которое начиналось с шуток, кабаре, скандала и призыва сбросить Пушкина с парохода современности, в итоге пришло (см.п.4) к патетике и монументальности. Вершиной его стал, по мнению критика Клемента Гринберга, абстрактный экспрессионизм. Но у него была серьёзная уязвимость – приверженность технике и звериная серьёзность. Он превратился в «искусство ради искусства», зацикленное на самом себе.

Как реакция на это в середине 1960-х появилось поколение художников, которые, с одной стороны, проще относились к художественным средствам и легко брались за освоение новых медиумов, а с другой – стали задавать вопросы об их (медиумов) роли (#концептуализм, #минимализм, #перформативные практики), обратились к массовой культуре (#поп-арт), выступали с институциональной критикой, начали делать социально ангажированное и политически заряженное искусство; пытались изъять из искусства то форму, то содержание, то автора, то «вдохновение» и посмотреть, что получится и останется ли искусство искусством.

Глядя на них и на произведения французских философов, которые начали разрабатывать тему постмодернизма (#смерть автора, #симулякр, #дискурс), критик Розалинд Краусс писала: нельзя больше рассматривать произведение искусства исключительно в историческом контексте, нельзя указывать художнику, где рамки искусства, нельзя указывать зрителю, как ему понимать произведение.

Собственно, она и придумала термин contemporary art, под которым понимается такое искусство, суть которого в том, чтобы всё время спрашивать: «Что такое современное искусство?».

PS: Что современное искусство обращается исключительно к интеллекту, «минуя эмоциональную сферу», – неправда. Разное бывает современное искусство.

14
0
июль
2015

Это вопрос не из тех, на которые можно одномоментно получить исчерпывающий ответ. Без понимания того, что такое искусство, невозможно обсуждать этот пласт, а при понимании - такой вопрос не возникает. Хорошие статьи по теме собраны здесь - theoryandpractice.ru Я бы советовал начать с текста Екатерины Деготь.

Другой автор в этой ветке лукавит, противопоставляя интерпретацию бездумному восприятию, он предлагает зрителю забыть все, что он видел и слышал в жизни и воспринимать все искусство с точки зрения даже не то, что Маугли, а с точки зрения кольчатого червя. Это сложно, далеко не каждый так сможет.

10
1
июль
2015

Этот вопрос можно сформулировать также и по отношению к современной музыке (классической). Здесь присутствует однозначная путаница между произведениями, которые созданы современниками и произведениями, в которых язык или стиль имеет ярко выраженное новаторство. И здесь важно понимать эту разницу. Часто после концертов, в беседе со слушателями слышишь, что музыка Шостаковича или Бартока для них современная, хотя композиторы жили в прошлом веке. И это частая реакция. Скорее всего мы будем понимать под определением современного искусства именно фактор стиля и приёмов, с помощью которого произведение искусства создано. Хотя поиск новых средств выражения, языка и стиля иногда приводит к эффекту, при котором начинаешь сомневаться в результате, которое часто не хочется считать "чистым" искусством, не признавая мастерства создателя. Мне персонально ближе те произведения современного искусства которые рождают прежде всего положительные эмоции и эстетическое удовлетворение, что как мне видится, и есть цель любого искусства.

8
0
показать ещё 4 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта