Ответить
George Panin
апрель 2015.
4133
Одним из литературных воплощений зла является огненное око Саурона. Откуда образ? Толкин связывал его с одним из символов масонства - оком (тоже всевидящим)?
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Существует, конечно, огромное искушение провести параллель между огненным оком Саурона во «Властелине колец» и так называемой Лучезарной дельтой масонской символики. Но все не так просто.

Всевидящий глаз – один из универсальных архетипов мировой культуры. Наиболее ранний вариант – древнеегипетский Глаз Гора, изображение которого служило в том числе и оберегом.

Упоминание ока есть в Псалтири, Псалом 32: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их». В православной иконографии существует особая икона – Всевидящее Око Божье.

Всевидящее око можно видеть и на картинах двух живописцев XVI века: Яна Провоста «Христианская символика» и Якопо да Пантормо «Христос в Эмманусе». Считается, что Пантормо первым изобразил Лучезарную дельту – глаз в треугольнике, окруженный расходящимися лучами.

Итак, до ХХ века Всевидящее око олицетворяло божественную защиту и поддержку.

И только ХХ век привносит в этот символ прямо противоположный смысл. И связан он как раз с тотальной слежкой и полным бесправием личности. Д. Оруэлл в своей антиутопии «1984» создает знаменитую формулу «Большой Брат следит за тобой».

В письме к издателю Ф. Уорбургу Оруэлл сообщает, что идея написания романа появилась у него в 1943 году. Антиутопия была опубликована в 1949.

Важная деталь – Толкин начинает активно работать над «Властелином Колец» как раз после 1943 года и заканчивает текст в 1949.

Совпадение? Вряд ли. Конечно, речь не идет о прямом заимствовании, но сходство концепций налицо – и в антиутопии Оруэлла и в трилогии Толкина всевидящее око есть метафора тоталитарной системы, основанной на страхе и подчинении.