Таня Пилигримова
апрель 2017.
941

За что иностранцы любят Толстого, и оправдана ли эта любовь?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
1 ответ
Поделиться

Отвечу на этот вопрос примером из американской действительности.

В 1981 г. Национальный фонд искусств в рамках своего проекта «Большое чтение» подготовил методический материал для учителей публичных просветительских семинаров по повести Л.Толстого «Смерть Ивана Ильича».

«Война и мир» и «Анна Каренина» хорошо знакомы образованным американцам по школьной программе. За счёт же «Смерти Ивана Ильича» этот Фонд решил расширить представления о творчестве великого русского писателя, но самое главное – высветить новые темы, которых нет в более крупных произведениях Толстого. В данном случае – о рядовой жизни рядового чиновника, главное достоинство которого – отсутствие плохих свойств характера, и который под конец жизни наталкивается на страшный вопрос: а зачем всё это было, ради чего? Вот этот вопрос Толстого, произнесенный устами Ивана Ильича, американцам представляется одним из главных жизненных вопросов для любого человека, и именно поэтому они фокусируют такое внимание на этом произведении.

В методичке отмечено, что она соответствует образовательному стандарту Национального совета преподавателей английского языка, а значит, может использоваться и в школе.

Важно отметить, что Фонд создан в 1965 г. решением Конгресса США в качестве автономного органа федерального правительства США. Цель проекта «Большое чтение» - сделать чтение национальной и мировой художественной литературы центральным звеном американской культуры. Очень говорящим является лозунг этого проекта – «Великий народ заслуживает великого искусства», с чем совсем не вяжутся расхожие представления об Америке как центре только одной масс-культуры. Америка, на самом деле, многое впитывает и сохраняет из мирового культурного наследия.

Но вернёмся к Толстому. Методичка рассчитана на 10 уроков, которые последовательно фокусируются на сюжете, характерах, стиле и т.п. Поскольку «Ивану Ильичу было предложено место судебного следователя, и Иван Ильич принял его», даётся краткая информация о российском Уставе уголовного судопроизводства 1864 г., который представлял собой одну из многих важных реформ императора Александра II.

Интересна и другая информация в приложении – о русских именах и, особенно, отчествах, о том, как они образуются.

Судя по выходным данным, к методичке прилагается аудиокассета, в которой известные американские писатели, учёные и актёры рассказывают о значении этой повести и творчества Толстого вообще. Но в интернете этой аудиокассеты мне, к сожалению, найти не удалось.

Каждому уроку предпосылается общая информация литературоведческого характера. Он также включает разделы «обсуждение», «написание сочинения» и «домашнее задание».

В этой методичке (её печатной части) не даётся прямых оценок творчества Толстого в целом и этой повести – в частности, но в самом факте обращения к этому далеко не самому известному даже в России произведению Толстого, а также косвенно, через подачу материала, эти оценки хорошо просматриваются.

На мой взгляд, вот эта методичка представляет собой один из многих примеров хотя и очень неприметной, теряющейся в повседневности, но вместе с тем важной социокультурной нити, которая связывает духовный мир американцев и россиян, и из которой соткана плотная ткань цивилизации вообще.

В порядке иллюстрации приведу лишь пару страниц-уроков из этой методички - 9 и 10 в переводе.

archive.org

Урок девятый

Фокус: Темы повести

Глубокие вопросы, поднимаемые в этом произведении, позволяют герою (и читателю) задуматься о смысле человеческой жизни и абстрактных темах. Эти темы, касаются вопросов, над которыми на протяжении веков размышляли философы, политики, учёные, историки и теологи. Классическими являются темы интеллектуальной свободы в противовес цензуре, личного морального кодекса в соотношении с политической целесообразностью, а также духовной веры в противопоставлении рациональным мотивам. Художественное произведение может проливать свет на эти многовековые дебаты, подвергая испытанию и изучая природу человека.

Обсуждение и написание сочинения

Используйте нижеследующие вопросы для того, чтобы стимулировать обсуждение или написание сочинения с целью посмотреть на данную повесть с различных сторон.

Долг

Иван Ильич называется человеком «строго исполняющим то, что он считал своим долгом; долгом же он считал всё то, что считалось таковым наивысше поставленными людьми».

Разделяет ли Толстой взгляд Ивана Ильича на понятие долга? Каковы опасности, содержащиеся в этом взгляде?

Моральные принципы

«Были в Правоведении совершены им поступки, которые прежде представлялись ему большими гадостями и внушали ему отвращение к самому себе в то время, как он совершал их; но впоследствии, увидав, что поступки эти были совершаемы и высоко стоящими людьми и не считались ими дурными, он не то что признал их хорошими, но совершенно забыл их и нисколько не огорчался воспоминаниями о них».

Какое из восприятий Иваном Ильичом своего поведения Толстой считает правильным? Поддерживает ли повесть ту идею, что в жизни достаточно лишь быть довольным собой?

Цель жизни

Иван Ильич посвятил всё своё существование продвижению по карьерной лестнице, достижению общественного положения и материального комфорта. Как всё это подготовило его к его последнему кризису?

Домашнее задание

Попросите учащихся начать свои сочинения с вопросов, приводимых в данном материале. На следующем уроке должна быть представлена структура сочинения.

Урок десятый

Фокус: Что делает произведение великим?

Художественные произведения показывают связь между отдельными людьми и общечеловеческими вопросами. Великие произведения сосредотачиваются на изучении тайны нашего повседневного бытия, описывая конфликты в широком контексте борьбы человеческого духа. У читателя возникает связь с произведением по мере того, как голос писателя, его стиль, поэтический талант раскрывает замысел, характеры и темы. Давая возможность учиться, воображать и размышлять, великая книга становится произведением искусства, которое вдохновляет многие поколения читателей, изменяя их жизнь, подвергая сомнению их взгляды и открывая перед ними новые перспективы.

Обсуждение

Попросите учащихся составить список характеристик, делающих книгу великой. Напишите их на доске. Что поднимает книгу до уровня величия? Затем попросите их обсудить по группам другие книги, которые они знают и которые включают некоторые из этих характеристик. Напоминает ли им хоть какая-нибудь книга «Смерть Ивана Ильича»? Это великая книга?

Великий писатель может выступать голосом поколения. Каким слышится голос Толстого в «Смерти Ивана Ильича»? Рассказывает ли эта книга более, чем об одном человеке, и его тревогах? Что этот голос говорит нам о проблемах и ответственности перед жизнью человека из среднего класса в России XIX в.?

Разделите учащихся на группы. Пусть каждая определит самую важную тему этого произведения. Пусть представитель о каждой группы объяснит совместное решение с цитатами из текста. Выпишите эти темы на доске. Все ли группы согласны с ними?

Написание сочинения

Попросите учащихся написать письмо другу, возможно, такому, который не любит читать, и объяснить, почему «Смерть Ивана Ильича» - это хорошая книга. Учащийся должен обосновать мысль о том, что это – общечеловеческое произведение, имеющее важное значение даже для тех, кто не интересуется другими временами и странами.

Домашнее задание

Учащиеся закончат свои сочинения и представят его основное содержание и аргументы всему классу.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
14
-1

мне одному сейчас показалось, что наша реформа образования свернула немного не туда?

+5
Ответить

))))

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью