Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему одни считают Трудную проблему сознания величайшей загадкой, в то время как другие отказываются признавать, что она существует?

ФилософияНаука
Анонимный вопрос
  · 11,7 K

Если речь идет о трудной проблеме сознания (hard problem) в том смысле, как ее понимают современные аналитические философы (Чалмерс, Деннет и пр.), -- то, полагаю, здесь дело в следующем. Каждый философ при анализе какой-то фундаментальной проблемы так или иначе руководствуется некими первичными интуициями, которые склоняют его к тому, чтобы искать аргументы в пользу той или иной концепции.

В случае с трудной проблемой сознания критическим водоразделом является проблема квалиа (ментальных фактов и субъективного опыта), -- а именно, проблема редукции квалиа к физикалистскому (материалистическому) языку.

Так вот, похоже, что у одних философов имеется некая первичная интуитивная установка в отношении квалиа, согласно которой квалиа стоит принимать всерьез и считать проблему их редукции осмысленной. Отсюда идут мысленные эксперименты Чалмерса с "философскими зомби" и т.д. У других же философов интуиция в отношении квалиа такова, что они не принимают их всерьез как нечто, требующее какого-то особого анализа (типа как Деннет). Соответственно, они не видят смысла в самой постановке проблемы редукции, считая ее псевдопроблемой.

Я подозреваю, что ситуация здесь несколько напоминает историю со знаменитым пятым постулатом Евклида. После тысяч лет попыток его доказательства было показано, что этот постулат является независимым (недоказуемым) положением, и может быть принят лишь в качестве аксиомы. И в зависимости от того, принимаете вы его или нет, вы получаете евклидову либо неевклидову геометрию соответственно. И вполне может оказаться так, что в случае с трудной проблемой сознания принятие или непринятие квалиа в качестве чего-то фундаментального и требующего объяснения является тоже своего рода независимым постулатом, некой априорной опцией, необходимость которой невозможно эмпирически или рационально обосновать. Её принятие или непринятие обусловлено чисто психологическими интуициями философа, что автоматически задает весь последующий философский ракурс, под которым этот философ будет склонен трактовать "трудную проблему" либо как проблему, либо как псевдопроблему. И это будет означать выбор двух совершенно разных онтологий, которые, подобно евклидовой и неевклидовой геометрии, будут совершенно независимыми, замкнутыми и непротиворечивыми.

Но, к сожалению, в отличие от математики, где опциональный характер евклидова постулата доказан, в случае с трудной проблемой сознания описанная возможность опциональной трактовки проблемы квалиа тоже обречена быть одной из недоказуемых философских установок.

Резюмируя: на мой взгляд, имеется по крайней мере три логических возможности в отношении трудной проблемы сознания:

  1. Квалиа следует принимать всерьез как нечто, что требует объяснения, и проблему их редукции -- тоже. Трудная проблема сознания реально ухватывает некий проблематичный аспект мира и может решаться в рамках материалистических или идеалистических концепций.
  2. Квалиа не следует принимать всерьез как нечто, требующее дополнительного объяснения. Это не более чем языковая ловушка, а трудная проблема сознания - псевдопроблема.
  3. Возможности №1 и №2 -- вопрос точки зрения, точнее, вопрос априорной интуиции философа. Они в равной мере приемлемы и задают две альтернативные ветки онтологий, между которыми невозможно установить предпочтение нашими эпистемологическими (познавательными) средствами.

Что касается меня, то мне близка точка зрения №1, но возможность №3 всегда следует держать в уме.

1 эксперт согласен
интегральная политическая теория; космизм; диалектика. связь://vk.com/alexfirerain  · 2 нояб 2020
Эти люди рассматривают вопрос с разных сторон: в одной перспективе он кажется решённым, в другой нерешённым, а в третьей несуществующим. Рефлексия самосознания не является необходимой для развитого рефлексивного познания окружающей реальности, поэтому в нашей популяции есть много умных исследователей, описывающих окружающий мир с достаточной глубиной и подробностью... Читать далее
слесарь-электрик, ценитель резкости и краткости  · 8 мар 2021

Образно говоря - ТПС выглядит так же несуразно, как предложение рассчитывать мощность двигателя ПТС учитывая только массу пассажиров и багажа, то есть - не принимая во внимание массы собственно двигателя, трансмиссии, топлива и кузова... усилия энтузиастов такого безнадёжного дела обречены не неудачу, но полагать себя умнее чем есть на самом деле - никому не запрещено...

Программист. Потребитель пельменей.  · 14 мая 2017
Потому что с одной стороны, наша интуитивная модель реальности, сформированная социальной средой, языком и культурой, говорит нам, что "что-то там такое есть" у нас в голове отдельное от окружающего мира, и философы разного толка пытаются это самое что-то формализовать, пользуясь расплывчатыми понятиями из того же языка. А формализовать не получается, потому что оно не... Читать далее
Трудный вопрос, по-моему сводится к вопросу взаимодействия материального и идеального. Что не возможно, однако на... Читать дальше
физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии  · 14 мая 2017
Для начала мне пришлось посмотреть, что это за проблема такая. Оказалась, что это вопрос о том, почему физический объект (мозг) порождает субъективный опыт. А "трудна" она, мол, потому, что ее невозможно решить с применением "стандартных" научных методов. Согласен, что вопрос о генерации сознания мозгом интересен, а ее связь с биофизическими/-химическими процессами... Читать далее
Проблема заключается не в том, что знаний о мозге недостаточно (хотя это, безусловно, тоже, но это не трудная... Читать дальше
онтология, теософия, Учения Востока в современной интерпретации  · 2 дек 2020
Сознание определяют не только чувства, но и воля, и мысль. Более грубая материя не может порождать более утонченную. Для тех, кто полагает, что мозг порождает сознание, проблема и является "Трудной". Мозг всего лишь физический инструмент ума, который еще не есть все сознание. Мозг не порождает, т.е. не генерирует ни сознание, ни ум, т.к. является физическим носителем... Читать далее
я такого не ожидал услышать. Это точное описание жизни на земле! А так же существование человека в этом мире... Читать дальше
Техник.Увлекаюсь эзотерикой.  · 13 мая 2021
Проблема трудная потому,что СОЗНАНИЕ и ПОДСОЗНАНИЕ не являются продуктом материального тела,а есть составляющая нематериальной ДУШИ(матрица сознания,подсознания,матрица времени,матрица качеств,матрица понятий,матрица слова,матрица законов и др.)Вот когда наша ученая братия дойдет до этого,все и образуется.Это сложно для меня,но ведь те,кто изучает эти темы,способны... Читать далее
1 эксперт не согласен

пропустила,к сожалению,НЕ БЛУЖДАТЬ В ПОТЕМКАХ

Создатель контркультурных эскизов bobmarsovich.blogspot  · 30 мая 2020

Наверное, потому, что сознание является категорией абстрактного и Является категорией Субъективного. Все, что не подвергается фактом своего существования и Объектом научного исследования Автоматически попадает под категорию подозрительного.