Ксюша Стеценко
апрель 2017.
2783

После падения Западной Римской империи территорию населили варвары. Куда резко делась культура?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
4 ответа
Поделиться

Варвары населили территорию Римской империи не после ее падения, а, так сказать, в процессе падения, причем сами же были участниками (если не инициаторами) этого процесса. Римская империя было высокоразвитым могущественным государством, которое, как здесь верно было подмечено, объединяла под своей властью немалое население. Население, в свою очередь, было разноязыкое и разнокультурное, потому уже довольно рано обозначется некоторый кризис: как всем этим управлять, как поддерживать некое единое культурное пространство? Ответом на эти вопросы стала активная романизация (принесение элементов культуры и быта, свойственных римлянам, на новые территории), а также культ императора, который, в силу своей нейтральности (с религиозной точки зрения) должен был консолидировать общество на единой платформе. Правда, не все было так безоблачно: те же христиане отказывались чтить императора, как божество (а именно божеством император был в системе государственной идеологии), что приводило к гонениям и провоцируемой ими социальной нестабильности. Однако империя постоянно сталкивалась с вызовами, одним из которых была ситуация на границах. Протяженность таковых уже подразумевала колоссальное напряжение военных и, как следствие социальных и экономических, сил. По ситуации на период рубежа эр варвары еще поддавались усмирению (хотя тоже не всегда), однако дальше, на фоне развивающегося кризиса политической системы Рима с одной стороны, и социального развития в среде варваров с другой, сдерживать натиск становилось все труднее. К IV веку империя, только вышедшая из глубочайшего кризиса, все равно задыхалась: амбициозные попытки Константина поиграть мускулами, показать мощь империи путем возведения Константинополя (города-миллионика) в рекордные сроки, лишь подтверждает это, потому как все авторы с небывалым единодушием свидетельствует, что это было сделано ценой невероятных, небывалых усилий. Далее Рим переходит к глухой обороне, однако силы все более тают. По конституции Антонина (= эдикт Каракаллы) все свободные жители империи получили римское гражданство, и в результате римлянами стали называться иноязычные и разные по степени романизированности народы. Какой-нибудь император Максимин Фракиец был из пастухов и в вопросах образованности был совершенно некомпетентен (сравним с блестящими Антонинами, которые разбирались в вопросах и греческой, и латинской учености). Так что к моменту традиционной даты падения Римской империи (конец IV века н.э.) она была уже далеко не тем блестящим государством эпохи золотого века Августа. Пожары, нашествия, бесконечные усобицы, раздоры между императорами и переделы власти, фактическое разорение одних городов ради украшения других (например, так был украшен Константинополь) – все это подточило культуру классической древности. Вместе с тем, кризис был и внутри самой культуры: развиваясь многие века, культура классической древности к рубежу эр накопила уже колоссальный опыт. Какой-нибудь Дидим Халкентер написал порядка 4000 сочинений по различным ученым вопросам. Такую громаду знаний уже невозможно было осознать, ее нужно было творчески переработать, чтобы двигаться далее, однако на фоне общего кризиса это становится невозможным. Вместо этого, римляне эпохи империи идут по пути компиляции, т.е. сведения имеющихся данных в единые корпусы энциклопедического и скорее ознакомительного характера. Характерными примерами могут быть Historia Naturalis Плиния Старшего – грандиозный конспект всего, что Плиний прочел. Однако о самостоятельной научной ценности уже речи не идет. Наука превращается не в исследование, а в конспектирование. В таких условиях сохранять первоисточники, которые надо было от руки переписыать, становилось все труднее. Иные сферы культуры – литература, изобразительное искусство, архитектура – были подчинены вкусам эпохи и политической/экономической целесообразности. Авторы позднего периода более зацикливаются на форме, признавая приоритет классики. Характерным жанром становится центон – ажурное произведение, состоящее из умело скомпилированных цитат. Монументальное искусство (скульптура) обслуживает стремительно деградирующую императорскую власть: титул императора носят в основном выходцы из солдат. Подчиняясь новым вкусам, где властвует образ грубой силы, императоры предстают щетинистыми солдатами или, со времен Константина, мрачными истуканами, в которых нет ничего живого. Собственно, кризис культуры стал одним из проявлений всеобъемлющего кризиса, охватившего Римскую империю под конец ее существования на западе. Культура опиралась на государственный аппарат и усилия конкретных индивидуумов, однако с концом одного и постепенным растворением других в среде варваров, она угасла. Какие-то элементы римской культуры достались (не были унаследованы, а именно достались) Средневековью, однако никакой идеи континуитета проводить не стоило бы. Средневековье творчески переработало эти остатки: старые концепции были восприняты в условиях новой реальности с новыми фактоарми, ну а многие памятники просто пошли на стройматериалы.

Достаточно подробно я отвечал уже на похожий вопрос: Что происходило с жителями Западной Римской империи после 476 года? Они же не могли в один день стать неграмотными дикарями.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
-1
Прокомментировать

Она никуда не делась, оа растворилась в обществе. Ведь носителем того, что мы понимаем под "римской культурой" были в основном горожане, зажиточные люди, чиновники и нобилитет, а народ, и, тем более, рабы врядли могли на должном уровне передавать и развивать культуру. После того как Римская Империя пала, чиновники и нобилитет потеряли свое социальное значение.

Люди в осколках Империи, основываясь на частях римской культуры и прибавляя к этому все больше и больше своего, в том числе из культуры варваров, сформировали то культурное разнообразие,скорее схожее с хаосом, которое можно наблюдать вплоть до XVII-XVIII веков, когда жители соседних регионов с трудом понимали друг друга. Но в каждой из этих культур есть частица римской.

Ну а главное культурное наследие Римской Империи, это, конечно же, Католическая церковь.

Так что, как видите римская культура никуда не делась, она просто значительно видоизменилась, расколовшись на множество осколков.

3
0
Прокомментировать

Римская культура никуда не делась, она пошла дальше, подстраиваясь под требования времени. В Византии она эволюционировала в одно, в варварские государства - в другое, в ирландских монастырях получилось третье.

Наиболее логичным дальнейшее развитие римской культуры в средневековую и далее было в церковной архитектуре, где в ходу были античные наработки. Романский стиль архитектуры, по своей сути, был применением римских технологий к современной эстетике. Даже пламенееющая готика, максимально далекая от древнеримской эстетики, сохранила форму базилики, созданную еще в 3-4 веках.

Артем Манульченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Прокомментировать

Культура ушла вслед за империй.

Культурные (научные, технологические, политические, искусство) успехи определяются, в первую очередь, количеством населения, составляющим единый экономический рынок. Древний Рим на пике своего развития аккумулировал четверть (25%!) мирового населения.

Как именно размер популяции влияет на прогресс? Посредством разделения труда и вытекающего из него повышения производительности труда. Конвейер побеждает кустарный труд.

Благодаря этому фактору Риму удалось достаточно быстро вырваться в экономические, а значит политические и культурные лидеры. К сожалению, любая система имеет естественные ограничения. По их достижении Рим покатился вниз, а вслед за ним вся европейская и средиземноморская культура.

Роль (и историю) Древнего Рима можно сравнить с ролью современных Соединённых Штатов Америки.

1
-2
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью