Какова максимальная вместимость Москвы и что будет, когда Москва переполнится?

12007
3
0
28 июля
08:45
июль
2015

Сама по себе задача интересна. При её решении разумно отталкиваться от максимально возможной плотности населения. По имеющейся статистике, самая густонаселённая из урбанизированных территорий в развитых странах - агломерация Сеул-Инчхон с плотностью населения около 17000 человек на квадратный километр (citymayors.com). Примерно такова же плотность населения Сеула в административных границах, которые меньше границ агломерации (wikipedia.org), что повышает доверие к этой оценке. Более высокие значения плотности населения относятся либо к городам развивающихся стран с низким качеством жизни городского населения, либо к городам в искусственных границах. Например, плотность населения Парижа в границах департамента превышает 20 тысяч человек на квадратный километр (insee.fr), но эти цифры относятся только к центральной части города, примерно соответствующей ЦАО Москвы, и вряд ли корректно распространять их на всю агломерацию, которая в несколько раз больше и по территории, и по населению.

Теперь нужно определить, какова, с нашей точки зрения, доступная для застройки площадь Москвы. Очевидно, бессмысленно рассматривать все 2,5 тысячи квадратных километров в «медведевских» границах, простирающихся до Калужской области. Думаю, можно отталкиваться от площади Москвы до расширения: 1,1 тысячи квадратных километров. Таким образом, если мы будем застраивать Москву как Сеул, то получим около 19 миллионов жителей. Следует учесть, впрочем, что для достижения этой цифры нам придётся практически полностью избавиться от лесопарков: доля зелёных насаждений в площади Сеула - всего 2% (investmoscow.ru), а также сносить исторический центр, уплотнять малоиспользуемые территории промзон и глобально реконструировать кварталы пятиэтажек. Так что возникает вопрос: а оно нам надо?

52
0
август
2015

Первый вопрос - за счет кого и насколько она переполнится. Если даже предположить, что в нашей стране сохранится картина 2000-х: быстрый экономический рост с большим количеством новых рабочих мест, сконцентрированных в Москве, сильное имущественное расслоение Москвы и регионов, то можно предположить лишь дальнейшую миграцию жителей других регионов в Москву. Однако не стоит забывать о демографическом перекосе: понятно, что в Москву будут ехать молодые и амбициозные. То есть условно на ближайшие 20 лет миграционный ресурс Москвы - это население РФ, которому сейчас от 0 до 20 лет. По данным Росстата это примерно 30 миллионов. Из них 2,5 миллиона - это уже Москва. Если предположить, что 10% из них устремится в Москву, то это +2,5 млн. Еще столько же москвичей. Но посчитаем естественную убыль: по тому же Росстату в Москве почти 4 млн людей старше 50 лет. А еще эмиграция. То есть при удачном раскладе (с минимальной эмиграцией из Москвы и с огромной экономической привлекательностью Москвы) получается + 1,5 млн. То есть это вам не миграция беби-бумеров 80-х. Есть еще трудовые мигранты Средней Азии, но сложно сказать, насколько они будут оседать.

Ну и, конечно, с учетом новых экономических реалий, сохранение темпов роста Москвы - это большой вопрос.

Теперь о собственно потенциале роста города.

Помимо интенсивного развития, конечно, есть еще развитие экстенсивное. И здесь важно понять, в какие проблемы оно упирается. Скажем, в случае с Нью-Йорком естественными границами служат реки, заливы и океан. Манхэттен уже не может расти, а остальные боро, развиваваясь, оказываются слишком далеко от центра, без сухопутной связи, что затруднит их доступность. То же самое с Сан-Франциско. Или с той же агломерацией Сеула, которая с одной стороны упирается в море, с другой - в горы, с третьей - в границу с КНДР.

В случае с Москвой естественных ограничений практически не существует: государственная граница очень далеко, гор нет, больших водоемов - тоже. Водных ресурсов достаточно, с энергоснабжением проблем нет.

Единственная проблема - транспортная: в Москве радиально-кольцевая транспортная инфраструктура. Соответственно, застройка лесных массивов в Москве или застройка ближайшего Подмосковья не только негативно скажется на количестве кислорода, но и увеличит нагрузку на и без того перегруженные радиальные и кольцевые дороги. Транспортные потоки, как и сейчас, будут идти в центр или через центр. Строительство новых транспортных колец (четвертого и так далее) центр не сильно разгрузит, но сильно добавит в транспортных издержках.

В результате люди и грузы будут тратить все больше времени на дорогу (из-за пробок или удлинения маршрутов), и это будет негативно сказываться (и уже сказываться) на экономической эффективности.

Однако, возращаясь к миграционному ресурсу, который может питать Москву, я предположу, что 1,5 - 2 миллиона новых жителей в ближайшие 20 лет Москва может переварить спокойно.

11
0
август
2015

Вот что пишет в 2012 году Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ: slon.ru

"Все разговоры о том, что Москва сейчас находится в жутком транспортном коллапсе, верны только на житейском уровне. На техническом уровне это пока еще не так. Вот три признака транспортного коллапса:

- Пробки перешли за границу суточного цикла, то есть я остаюсь в них ночевать. Это не мои выдумки – так стояла Европа в начале 60-х.

- На рынке недвижимости появляются качественные объекты, которые не продаются исключительно по транспортным соображениям. Не потому, что плохо построены. А потому, что до них не доедешь.

- По науке, город – это место, где я могу жить суточным циклом. То есть съездить из своего района в любой другой и вернуться домой ночевать. Распад города начинается, когда из района в район приходится ехать с ночевкой."

_____________

Согласно исследованиям 2009 года, проведённым консалтинговой компанией RRG (Russian Research Group): newsmsk.ru protoart.ru

"В Москве существует 13 мегакластеров и 121 кластер. Мегакластеры по сути огромные города с населением до 1 миллиона человек жителей, а обычные кластеры - это районы помельче, с населением 80–120 тысяч человек."

И хотя это данные шестилетней давности, по видимому, они остались в целом неизменными. Потому что для изменения этой ситуации необходимо строительство мостов через Москву-реку и путепроводов под железными дорогами. Если не считать Живописного Моста, в Москве строительство путепроводов в последние годы не велось. Зато была увеличена полосность шоссе и сложность развязок, а всё это ухудшает ситуацию с разделением на кластеры, а не улучшает её.

10
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта