Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каковы основные идеи структурализма и постструктурализма в культурологии?

ОбществоИскусство и культура+3
Noelle Slanti
  · 6,7 K

Я бы хотела отметить, что культурологий как минимум две. Одна из них сформировалась в СССР в 1960е и испытала большое влияние советской филологии и лингвистики. Другая - cultural studies - примерно тогда же в Британии, в Центре современных культурных исследований (т.н. "Бирмингемская школа"), и оттуда разошлась по Европе и всему миру. Одной из ключевых фигур этого движения был марксистский социолог и культуролог Стюарт Холл. В более широком смысле "культурологией" можно назвать любые подходы к изучению явлений человеческой культуры. Западная культурология отличалась от советской, в частности, сильной политической вовлеченностью и особым вниманием к вопросам массовой культуры, идентичности и власти.

Структурализм возник из лингвистики Фердинанда де Соссюра. Соссюр рассматривал язык как знаковую (семиотическую) систему, значения которой существуют благодаря структуре различий между элементами. Язык не отражает объективный мир, он создает значения с помощью серий различий между элементами и знаками. "Знак" сам состоит из различия между "означающим" (последовательностью звуков или букв в слове) и "означаемым" (идеей того, что означается). То есть, например, никакие два человека не смогут произнести "а" совершенно одинаково, но это неважно - "а" это "а", потому что не "о", не "у" и т.д. Точно так же "кот" - потому что не "кит" и не "шкаф", а "верх" - потому что не "низ" и т.д. Важно заметить, что знак произволен и никак не связан с объективным миром - означаемое это идея внутри знаковой системы, а не референт. Произвольность делает язык вневременной системой - произвольные означивания историчны, но сама структура аисторична, поэтому ее можно исследовать с помощью синхронического анализа.

Соссюра интересовала в основном лингвистика, но такая его концепция структуры как системы отношений между элементами стала центральной концепцией структурализма в целом. Позже она перешла в социальные дисциплины, и в культурологию в т.ч. Различные исследователи (например, Ролан Барт) анализировали культуру как если бы она была знаковой системой, обладавшей структурой, подобно языку в соссюровском понимании.

В СССР структуралистские методы в культурологии использовала Тартуско-Московская семиотическая школа, основанная Ю. Лотманом. Ее представители рассматривали и исследовали культуру как знаковую систему, имеющую различные социальные функции, например, поддержание солидарности групп (что напоминает концепцию структурного функционализма в социологии).

Постструктурализм, возникший как реакцию на структурализм, очень приблизительно можно охарактеризовать как критику идеи структурализма об универсальных структурах, скрытых в языке и других социальных практиках. Также можно отметить историзм (диахронизм), динамику, размытость значений, плюрализм и конструкционизм постструктурализма против аисторизма, статики, четкости, иерархичности и эссенциализма структурализма.

Из-за невозможности постоянных структур, особый интерес для постструктурализма представляет идентичность - если не действует система различий и отношений между элементами, то не может быть и четких означиваний, ни в языке, ни в культуре (которую, как мы помним, структуралистская культурология рассматривает подобно языку). Например, даже отношение "мужчина (потому что не женщина)/женщина (потому что не мужчина)" становится проблематичным. Одним из важнейших представителей такого подхода к критике структурализма был Деррида, использовавший деконструкцию, différance, trace и другие страшные слова.

Еще один важный для постструктурализма вопрос - власть. Фуко считал, что власть может стабилизировать постоянную игру и текучесть означиваний, превратив ее в "дискурс" - динамическую систему властных отношений, реализованную через язык/знание и высказывания, означивающую социальные практики, дающую возможность понять их тем или иным образом. Язык и культура неотделимы от власти, некоторых случаях Фуко неявно использует "дискурс", "язык", "знание" и "власть" как синонимы. Стюарт Холл отмечал, что cultural studies аппроприировали идеи и концепции Деррида, Фуко и некоторых других исследователей, и их влияние сложно переоценить.

Подводя итог - выделить какие-то "основные идеи" этих явлений в культурологии непросто, особенно в случае с постструктурализмом, если не использовать совсем общие фразы вроде "основная идея структурализма в культурологии - идея структуры знаковой системы культуры".