Max Pace
апрель 2017.
355

Почему снимают так много фильмов о Холокосте, ведь есть так много других трагедий.?

Ответить
Ответить
Комментировать
7
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Потому что это хорошо известная и многих лично затронувшая трагедия, где все участники - "свои" для западного мира. Не нужно искать "экзотических" актеров, и можно глубоко проникать в образы, если есть такая художественная задача.  

Значимо и то, что Холокост как повествование устраивает почти всех потомков тех, кто был по обе стороны событий. Немцы его признают, а для евреев это важная составляющая нынешнего представления о своем народе. Тогда как, например, Турция не признает армянский геноцид, а мы в России не любим снимать кино об истреблении наших предков во время Великой Отечественной войны. Мы видим их победителями на фронте и в тылу, а не беспомощными жертвами. Даже в прошлогодней "холокостной" картине "Рай" суть фильма в том, что русская героиня в концлагере спасает женщину, заняв ее место. А, например, тема русских рабов и рабынь в Германии в нашем кино вообще не раскрыта, потому что это очень болезненная тема, полностью противоречащая нашей национальной идеологии. 

Наконец, Холокост - это портрет абсолютного зла, у которого нет никаких оправданий, даже слабых и цинично-прагматичных. Нужно уходить в запредельную конспирологию и абсурдную мистику, чтобы обосновать уничтожение Анны Франк - не говоря уже об истреблении новорожденных еврейских младенцев в местечках Украины. Поэтому немецких солдат, со всем их орднунгом, приходилось заставлять убивать. Очень уж еврейские младенцы были похожи на тех малышей, которых солдаты оставили дома.

В жизни почти любое явление очень сложно и многогранно, и его трудно изобразить в искусстве без искажений и упрощений. А тут пугающая простота, которая мало теряет от переноса на экран. Конечно, она притягивает творцов.

Борис Ивановотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
0
Прокомментировать

Это смотря где снимают. Много в США по причинам, о которых написал Борис Иванов, и в Германии - немцы уже приняли эту часть своей истории и научились рефлексировать об исторической ответственности и находить какие-то способы об этом говорить. Но при этом до 1970-х годов в Германии таких фильмов практически не выходило, а те что были, снимались в ГДР. 

В СССР именно о Холокосте, а не просто о немецких преступлениях, фильмов были единицы. "Непокоренные" Марка Донского (1945), а потом - запрет "Черной книги" Эренбурга и Гроссмана, убийство Михоэлса, дело Еврейского антифашистского комитета и в общем замалчивание Холокоста как вполне государственная политика. "Бабий Яр" Евтушенко и "Бабий Яр" Кузнецова - это 1960-е. Но фильмов по большому счету не появлялось все равно. Советский канон - это фильмы о героизме народа в целом и отдельного человека, о самопожертвовании, о противостоянии злу, но без национального вопроса в каком-то виде. При этом в соцлагере фильмы о Холокосте были, и это картины первого ряда ("Звезды" Конрада Вольфа, "Пассажирка" Анджея Мунка). 

Из позднесоветских фильмов могу привести в пример только "Дамского портного". Из современных, особенно после того, как государство активно взялось за финансирование и идеологию, вроде бы только "Рай" Кончаловского, но это поразительно вторичная, с массой тематических и стилистических заимствований и исторически недостоверная (это хорошо описано Трофименковым www.kommersant.ru по ссылке) картина о том, как русская духовность торжествует над этими аморальными европейцами. А так в России очень много фильмов о Великой отечественной войне (и следующих советскому канону, и в той или иной степени ревизионистских, как например "Сталинград" Бондарчука, где самый интересный и в общем-то главный герой - немец, антагонист) и очень мало - о Холокосте. Такой парадокс.

В Европе больше снимаются фильмы вида "а сами мы во всем ли были идеальны, когда Холокост происходил?" Как например в Польше "Ида" и "Колоски", потому что в Восточной Европе преследования евреев сопровождались одобрением значительной части местных жителей (не всех, в той же Польше и большое количество праведников мира). И эти же фильмы в Польше столкнулись с серьезнейшими нападками правых кругов, потому что людям было неприятно, что они могли быть не только жертвами, но и хотя бы в какой-то части пособниками преступников. В России таких фильмов о депортациях нацменьшинств, о фактически институционализированном антисемитизме при приеме в ведущие вузы и некоторых других болезненных темах, где средний зритель вряд ли сможет проассоциировать себя с героем-жертвой, крайне мало.

3
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью