Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каковы причины появления нацизма в Германии?

ОбществоИстория+2
Алена Сурина
  · 11,8 K
Младший дворник Лозинского гетто  · 11 апр 2017

Действительно, об этом спорили и продолжают спорить мыслители, историки (от Эрнста Нольте до Умберто Эко), да и просто обыватели. Спорят и о том, был ли национал-социализм чем-то, что напрямую можно вывести из немецкой истории и культуры, или все же история Германии и ее народа не была столь жестко запрограммирована на появление нацизма.

Причин, породивших немецкий нацизм, столько, что не хватит терпения все описывать, многие из них уходят вглубь веков, к истокам немецкой истории, современной европейской цивилизации; а многие повлияли на создание "Движения" непосредственно. Лично я не верю, что возникновение нацизма было обусловлено "трагической" случайностью - действительно, слишком много к тому времени накопилось, скажем так, бэкграунда, который должен был к чему-то привести. Я приведу лишь очень краткий обзор причин, но прежде замечу, что большинство из них, во-первых, не обуславливали жестко появление нацизма и печей Аушвица, а во-вторых, имели как негативные, так и безусловно позитивные для нашей культуры последствия.

Одной из составляющих идеологии нацизма - хотя, по-правде сказать, невозможно определенно ответить на вопрос о том, что это за зверь такой, "идеология нацизма", уж больно она была расплывчата, и даже сам нацистский режим не дал четкого определения своей идеологии - был антисемитизм. Когда вообще зародился антисемитизм? Пожалуй что еще в эпоху эллинизма, когда еврейское рассеяние достигает пределов тогдашней греческой "ойкумены". К сожалению, с появлением христианства он никуда не исчезает, а постепенно вызревает - и взрывается погромами, преследованием иудеев, изгнанием их из городов и государств, где они до этого жили веками. Тем не менее, не нужно думать о том, что история сосуществования христиан и евреев была исключительно историей погромов, преследования и ненависти - история знает и позорные эксцессы, сопровождавшиеся убийствами, и опыт векового мирного сосуществования. Он довольно долго подспудно тлел, но получил подпитку в XIX веке, когда началась активная эмансипация евреев и переселение их из сельской местности в города, из одних стран (например, Российской империи) в другие (Австро-Венгрию, Германию, США). Антисемитизм стал наиболее яркой, характерной реакцией на неприятие Другого - таким "идеальным" Другим (идеальным в качестве объекта противопоставления) для немцев в германских государствах и Австрии стал как раз еврей из Галиции: странно одетый, длинноволосый, говорящий на своем языке. А в конце XIX века традиционный в общем-то для Европы антисемитизм, усилившийся в последние десятилетия с приходом в города больших масс евреев, получил еще одну подпитку - и если первая может быть сравнена с притоком свежего воздуха к тлеющему костру, то вторая - это будто как бензина в него плеснули.

Период после наполеоновских войн ознаменован развитием новой культуры - культуры модерна. В искусстве, да и не только, новой культурной парадигме сопутствовало появление романтизма. В Германии же романтизм не исчерпывался лишь культурной повесткой - на его основе многие мыслители стали пытаться строить собственно германскую идентичность. В ход шло многое - от наследия Мартина Лютера до собирания народных песен и сказок, от прославления немецкого орденского рыцарства до попыток реконструировать языческие культы. Как грибы после дождя появляются разные оккультно-религиозные группки, которые находят отклик у некоторого количества людей, и развитие которых получает существенный импульс после появления в Европе книг Елены Петровны Блаватской. Многие национально-романтические мистики получили в них то, что недоставало их собственным построениям - освященную авторитетом древности концепцию упадка мира и человечества и его последующего возрождения (тут, в принципе, каждое слово можно брать в кавычки). Именно из ее книг в символику немецких мистиков-романтиков (это движение получило название völkische, народники) перекочевала свастика. Разумеется, на все это косвенно работала и великая немецкая культура того времени - особенно сильным было воздействие музыкальных драм Рихарда Вагнера, который использовал в своих программных работах, как музыкальных, так и философских, весь тот материал, на котором зижделись идеи völkische - средневековая христианская мистика, древние языческие эпосы и легенды, история Германии, и, увы, антисемитизм (который, пожалуй, незаметен в его знаменитых музыкальных произведениях, но, тем не менее, Вагнер был антисемитом). Надо тут понимать, что личность композитора и его реформы в области оперного искусства были явлением тектоническим, они всю тогдашнюю музыкальную культуру перевернули, и их влияние на völkische было абсолютно закономерным.

К началу 20-х гг. XX века движение völkische было распространено в Германии очень широко, но оно было идейно и организационно раздроблено до такой степени, что было скорее хаосом, чем движением. При этом склонность немцев к подчинению приказам, сильному лидеру составляло одновременно контраст с положением, в котором были немецкие народники, и одновременно порождало жажду в том, кто смог бы объединить все "патриотические силы" против явлений упадка современной цивилизации. К этим явлениям в то время причислялись одновременно капитализм и коммунизм, универмаги и обобществление собственности, декаданс в искусстве и "еврейское засилье" (что бы под этим не понималось людьми, которые об этом рассуждали). И этот очевидный кризис völkische совпал с важнейшим событием, ставшим главной непосредственной причиной появления нацизма.

Интересен вопрос - если бы удалось избежать Первой мировой войны, или ее исход не был бы столь неблагоприятен для Германии, возникло бы что-то похожее на нацизм? Ведь к тому времени социал-демократия стала одной из влиятельнейших политических сил в стране. Да и тот же Берлин был скорее оплотом марксистов и рабочего движения - сами нацисты долго воспринимали столицу объединенной Германии как враждебный город, который пришлось "завоевать" (это, пожалуй, главная заслуга многолетнего гауляйтера Берлина Й. Геббельса перед "Движением"). Неожиданное для немцев поражение в тяжелейшей войне (дело в том, что германское верховное командование, которое к тому времени вовсю командовало самим кайзером Вильгельмом, строго-настрого запретило извещать население о положении дел на фронте - люди слышали лишь, что весной 1918 года началось весьма поначалу успешное немецкое наступление, народу обещали скорое победоносное завершение войны), которое последовало после нескольких лет тотального дефицита, голода и лишений, возложение союзниками всей вины за развязывание войны на Германию, Версальский мир, оккупация одних территорий и отторжение других, смена общественно-политического строя - все это обрушилось на немцев внезапно и лишило их какой-либо опоры. Возникают разного рода популярные объяснения произошедшего, возлагающие вину на кого-то другого - например, знаменитая "легенда об ударе ножом в спину". Сначала говорили о том, что пресловутый удар нанесло армии гражданское население, но вскоре вину стали возлагать на международное еврейство и, в частности, немецких евреев, которые по указанию своих соплеменников из-за рубежа саботировали немецкие военные усилия. Ноябрьская революция, породившая республиканско-демократическую Германию, стала чередой очередных потрясений - фактически, в стране шла гражданская война между теми, кто олицетворял власть, различными правыми и ультраправыми военными формированиями (т.наз. добровольческими корпусами) и левыми радикалами. Эта обстановка породила множество разных политических группировок националистического толка, причем сложно было определенно назвать их политическую ориентацию (в их программах присутствовали как типично "правые", так и типично "левые" черты), но все они были а) антикоммунистическими, б) антиреспубликанскими, б) антисемитскими. Именно в этой, чрезвычайно активной среде и возник национал-социализм. Благодаря исключительному политическому таланту своего молодого лидера он за последующие 14 лет сумел объединить столь сильно разрозненные группы национально ориентированных экстремистов в движение, подчинявшееся воле одного человека.

Еще один вопрос - почему победил именно гитлеровский вариант нацизма? Несмотря на то, что он был признанным лидером "Движения", многие вожди нацистов довольно продолжительное время отказывали ему в монополии на определение того, что собой представляет национал-социализм. Дискуссии в партии велись вокруг следующих вопросов - что собой представляла национал-социалистическая революция? должна ли она привести к захвату власти вооруженным путем, или, как это предполагалось Гитлером, постепенным проникновением в истеблишмент и использование временного союза с ним? отношение к капиталу и капиталистам, банкам - национал социализм предполагает обобществление национальной промышленности с целью устранения "еврейского засилья", или установление контроля над капиталом через союз с ним? должна ли партия подчиняться воле одного человека, или ее вожди должны подчиняться воле своих сподвижников? По большому счету, дискуссия в НСДАП, пусть и в очень неявном, завуалированном виде, продолжалась до самого конца нацистского государства - дискуссия между нацизмом фюрер-принципа и национальным социализмом (сторонниками последней модели были многие влиятельные нацисты - от романтика Геббельса и вождя Немецкого рабочего фронта Лея до, к примеру, гауляйтеров Коха, палача Украины, и Кауфмана, несмотря на их полное принятие фюрер-принципа как основополагающего для бытия НСДАП), но все в общем решилось в 20-е годы. Постепенно лидер "Движения", чувствуя за собой это многолетнее желание пойти за вождем, проявлявшееся еще в знаменитых политических и уличных баталиях в Вене рубежа XIX-XX столетий, и опираясь на свои способности политика и оратора, победил своих идеологических соперников и преодолел множество расколов. В результате чего и выкристаллизовался нацизм, двумя константами которого стали рассмотренные нами антисемитизм и фюрер-принцип.

Прекрасный ответ, браво!

любопытствующий человек  · 11 апр 2017
Немцы -самая образованная,а,говоря простым языком, самая умная нация  в постантичной истории Европы,а,значит,и всего человечества.Во всём, что касается абстрактного мышления - философии, музыки, механики, химии,их никто не превзошёл.Это обстоятельство сыграло с ними злую шутку. Каждый феодал  со своими подданными были слишком умны, чтобы подчиняться монарху,и создавали... Читать далее

крайнее обнищание страны

Одевайся теплей, не май месяц же  · 12 апр 2017
Загуглите книгу "крест Гитлера" . Она есть в свободном доступе. Книга о том как церковь в Германии поддерживала политику Гитлера. Одна из мыслей автора что церковь, вообщем не любила евреев. Этим она поддерживала ксенофобские настроения в обществе. Мы слишком идеализируем Европу начала 20 века. Нужно понимать что это были совсем другие страны. Другое мировозрение и... Читать далее

Всё очень просто. Нацизм в Германии поднялся на психологии реванша, на уверенности многих немцев, что их страна несправедливо проиграла Первую мировую из-за предательства и ошибок отдельных лиц, на уверенности многих немцев (особенно элиты) что нужно и можно перевоевать снова эту войну. Именно  здесь корни нацизма.