п п
июль 2015.
1695

Были ли патриотами римские рабы и русские крепостные?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
3 ответа
Поделиться

Насчет римских рабов не уверен, но, думаю, что вряд ли, поскольку часть рабов были представителями различных народов, подчиненных Риму, и вряд ли они питали к нему теплые чувства.

Что касается патриотизма крепостных, то он в значительной степени был основан на религиозных представлениях. В качестве примера можно вспомнить Ивана Сусанина и партизанское движение 1812 г.

Александр Фокинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
-4

Пример Сусанина вряд ли применим как доказательство религиозности, тут скорее личная преданность своей госпоже.

0
Ответить

А Сусанин был?Миф,вроде)

0
Ответить
Прокомментировать

Патриотизм изобретение XIX века. В феодальную эпоху патриотизм был чужд. Любой дворянин мог вместо службы русскому царю, служить литовскому князю или польскому королю. Это могло рассматриваться как предательство, но предательство конкретно личности сюзерена, а не страны или народа. Русский, с рождения служивший литовскому князю, переходя к князю московскому, становился предателем.

Патриотизм рождался как некоторая ценность буржуазного общества, так как дворянство было довольно космополитичным, и не видело зазорства, увлекаться заграничной модой, говорить на другом языке и прочее. Крестьянин же жил в микрокосмосе, его "родина" деревня, несколько соседних сёл и деревень, и ближайший город, куда он ездил на рынок. Остальное его сознанию было чуждо.

Обращаясь к истории например 1812 года, всё так называемое народное партизанское движение - защита от фуражиров. Дубина народной войны по фактам, увы, красивый миф. Крестьянин защищал семью от фуражиров, грабивших его дом, и разницы не было, какой армии были фуражиры, отбирая еду, опасны были и чужие, и свои.

Конечно на словах в микрокосмосе крестьянина был и царь, была и православная вера, но крестьяне были практичны, и если дело принимало серьёзный оборот, действовали рационально, а не патриотично. Именно этим обусловлены присяги Наполеону, чувством безопасности (личной свободы крестьянин не понимал, в 1861 году, многие оброчные крестьяне, чьи помещики жили в городах, оставив им всю землю и собирая только платой (оброком, а не отработкой "барщиной") протестовали, так как их экономическое положение резко ухудшалось), а не обещанием отмены крепостного права. Какая разница, в какой форме ходит твой хозяин (ибо на языке то вообще одном разговаривали, на французском) если твоя жизнь мало меняется.

Римский раб, как правило завоёван, инородец, от него патриотических чувств и не требовали, наоборот, он был запуган. Потомственный раб, чаще всего интересовался выходом из статуса, а обретая свободу, мог оставаться в римской системе, и вполне себе быть патриотом.

5
-1
Прокомментировать

Про римских рабов не скажу, тема не моя, а вот крепостные - скорее всего нет. Суть в том, что само по себе осознание принадлежности к определённой нации, само понятие нации в современном смысле, также как и национализма, патриотизма и пр формируются только ближе к 19 веку. Для крестьян, не только в России но и в других странах, зачастую важнее представлялась локальная идентичность, как владимирца/вологжанина/баварца/саксонца/жителя деревни гадюкино и т.д. К тому моменту как у нас формируется национальная идентичность крепостное право уже сходит на нет.

0
0
Прокомментировать
Ответить