Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кто придумал брать автографы?

ИсторияНаука+3
E E
  · 1,4 K
Любительница кошек, книг и теплых пледов  · 11 апр 2017

Если кратко:

АВТОГРАФ - подлинная авторская рукопись, а также собственноручная подпись, надпись какого-нибудь лица. Собирание А., имевшее место уже в древности, вошло в моду во Франции в конце XVI века, когда собирались преимущественно А. исторических документов с научной целью. С середины XVIII в. начинает преобладать чисто коллекционерский интерес. А. становятся предметом торговли и даже фальсификации. Появляются аукционы А. (с 1801 в Париже), выставки А. (с 1842), каталоги А. (с 1822 в Париже). Для удостоверения в подлинности А. стали издаваться сборники факсимиле (Delarue, Isographie des hommes célèbres, 1843; The autographic mirror, 1864-1866; Weigel, Autographie - Prachtalbum, 1858; Deutsche Dichter u. Denker der Gegenwart, 1885, и др.). Имеются периодические издания для коллекционеров автографов (в Париже - «L’amateur des autographes»; в Дрездене - «Mitteilungen für Autographensammler»; в Лондоне - «The Archivist»; в Нью-Йорке - «The Collector»). Наиболее значительными собраниями А. обладают: Национальная библиотека в Париже и Британский музей в Лондоне: в СССР - Росс. публичная библиотека, Академия наук (Ленинград), Публичная библиотека СССР им. Ленина, Толстовский музей, Исторический музей (Москва) и др. Спрос на А. породил особый литературный жанр «надписей в альбом», посвящений, мадригалов и т. п., в России весьма распространенный в первую половину XIX в. Подлинно научное значение изучение А. получает к концу XIX в. как важнейшее средство определения авторства и установления канонического текста, испорченного часто искажениями типографий, редакций, цензуры. Изучение А. (подлинных рукописей, черновиков, корректур) становится нередко важным моментом методики научного познания художественного произведения в его «творческой истории» .

Библиография:

История собирания А.: Larousse, Grand Dictionnaire universel. Значение А. для изучения творческой истории: Л., Творческая история «Горе от ума», 1920 («Творческая история», сб., ред. Н. К. Пиксанова, М., 1927). О приемах работы над А. и их изданием: Гофман М., Пушкин, П., 1922; Томашевский, Писатель и книга, Л., 1928; Witkowski, Textkritik u. Editionstechnik neuerer Schriftwerke, 1924.

Если не очень кратко:

С середины XVIII века слово «автограф» употребляется несколько в ином смысле, означая рукописи, писанные лицами, прославившимися в истории, известными учёными, художниками и т.п., причём вопрос о содержании рукописи отступает на второй план, а главное значение придается подлинности рукописи. Собиранием автографов замечательных людей занимались уже в древности, но в особенную моду оно вошло во Франции в конце XVI века; первое большое собрание автографов принадлежало ст. секретарю Генриха IV, Ломени-де-Бриенну (умер в 1638), подобные же коллекции имели историки Пётр и Яков Дюпюи, Кольбер и другие.

Они заключали в себе исторические документы, мемуары, донесения посланников, письма известных лиц и собирались преимущественно с научной целью. Представляя драгоценный исторический материал, они были приобретены в основном Парижской публичной библиотекой, которая обладает самым богатым собранием автографов. Из Франции любовь к собиранию автографов перешла в Англию, оттуда во второй половине XVIII века в Германию и Россию, причём преобладавший прежде чисто научный интерес уступил место интересу психологическому, связанному с рукописью всякой выдающейся личности.

С развитием любви к собиранию автографов они сделались предметом торговли; первый аукцион собрания автографов (принадлежавших Ришелье) произведён в Париже в 1801 г. С 1820 г. подобного рода аукционы быстро следовали один за другим. В Австрии первый аукцион автографов состоялся в Вене в 1838 г. Первый каталог автографов вышел в Париже в 1822 г. Стоимость автографов обусловливается степенью важности писавшего лица, редкостью оставшихся после него рукописей, равно содержанием и величиной рукописи и может быть весьма различна для автографов одного и того же лица.

Ивику (К.Д. Бальмонт)Большой спрос на автографы вызывали частые подделки подписи, как свидетельствует, между прочим, процесс архитектора Герстенберга (1856), подделавшего множество автографов Шиллера. Для сравнения и удостоверения подлинности автографов служит факсимиле под портретами и биографиями и отдельные собрания автографов. Таковы издания Смита в Англии (1829), Натана в Голландии (1837), Дельпеша во Франции (1832) и общие автографы в издании Дорова (Берлин, 1836—1838) и «Isographie des bommes celebres» (4 т., Париж, 1843), заключающая более 700 факсимиле.

В Париже издаётся с 1662 года журнал «L’amateur d’autographes». Для справок служит также «Manuel de l’amateur d’autographes» Фонтана (Париж, 1836) и «Handbuch fur Autographensammler» Гюнтера и Шульца (Лейпциг, 1856); в последнем указаны также цены, которые платились за наиболее известные автографы на аукционах в Германии, Франции и Англии.
С 1966 года автографы заносятся в «Главный реестр автографов».
 С 2006 года в России издается коллектор автографов "Автограф века". Каждый выпуск выходит тиражом 250 экземпляров. В каждом экземпляре содержатся листы с подлинными оригинальными рукописными автографами выдающихся деятелей российской культуры.