Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

На каком основании требуют запретить Uber, Gett, Яндекс.Такси? Они нарушают какие-то российские законы?

ОбществоБизнес и менеджмент+6
Матвей Евграфов
  · 15,2 K
Предземшара  · 12 авг 2015

Не нарушают.

Глава "Федерации Автовладельцев России" в своём открытом письме критикует применяемую этими сервисами практику доплат водителям такси при снижении тарифов на перевозку. Он считает, что фактически водитель соглашается «в целях сотрудничества с мобильным приложением по вызову такси на искусственное снижение тарифа на перевозку пассажиров легкового такси в обмен на осуществление выплат, покрывающих разницу». По мнению главы ФАР, здесь есть признаки состава преступления по части 2 статьи 204 УК «Коммерческий подкуп» (их нет). На самом деле, схема гораздо проще:

Данные интернет-сервисы формально не занимаются перевозкой людей, а лишь оказывают информационные услуги (сводят водителя и потребителя, администрируют аккаунт водителя, содержат телефонную службу поддержки), за что получают комиссию около 20% от оплаты поездки. Таким образом, водитель получает 80% от стоимости поездки. Стоимость перевозки установлена такая, что удовлетворяет и водителя, и интернет-сервис, причём водители не простаивают в ожидании вызова. В Москве, несмотря на девальвацию и инфляцию 2014/15 гг., минимальная цена небольшой поездки по городу упала с 400-500 руб. до 150-200 руб., в Петербурге — с 300-400 руб. до 100-150 руб.

В результате деятельности этих сервисов вырос как спрос на услуги такси, так и предложение. Ощутимо снизились цены. "За считанные годы новая технология полностью изменила рынок, сделав контакт между потребителем и поставщиком услуги более удобным и непосредственным" - отмечает профессор НИУ ВШЭ К. Сонин.

Сервисы вызывают недовольство, потому что традиционные таксомоторные перевозчики не хотят подстраиваться под ужесточившиеся условия конкуренции на рынке: улучшить качество либо снизить цены, а чиновникам не нравится, что теперь организацией перевозок может заниматься «кто попало», а часть налогов с их прибыли ускользает от государства. В западных странах количество лицензий такси ограничено, и в крупных городах лицензии продаются и покупаются за десятки тысяч долларов. Кто-то сравнивает профсоюзы таких таксистов со средневековыми цехами, которые устанавливали единые цены на свою продукцию и почти не пускали в свои ряды новых мастеров, как бы качественно те не работали: ткачи-луддиты врывались в цеха мануфактур, опрокидывали станки, жгли пряжу, колотили первых ткачих-ударниц. В итоге изгои-подмастерья работали скрытно, и постепенно стали силой равной цехам и вытеснили цеховую мораль с рынка, принеся вместо неё передовые технологии.

Конечно, определённым группам гораздо выгоднее запретить все инновации, а за агрегаторами закрепить статус фрахтовщика — лица, с которым заключен договор на перевозку, и ввести специальный состав в Уголовный кодекс — ответственность за «организацию массового незаконного предпринимательства в сфере перевозок» (transproff.com).

Но в нынешней России власти в силу её положения можно не прислушиваться к голосу общественных групп — ни тех, которые хотят модернизировать страну, но и ни тех, кто тянет страну назад.

Этот ответ морально устарел. В 2018 году ВС вынес определение, а позже Пленум ВС дал разъяснение о том, что... Читать дальше