Богдан Яценко
апрель 2017.
1258

Что вы думаете про нынешнее образование в государственных учреждениях ?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
1 ответ
Поделиться

Основная проблема образования в государственных и муниципальных учреждениях России заключается в том, что большинство образовательных организаций России (включая наиболее топовые) являются государственными и муниципальными. Это явление имеет свои исторические причины и предпосылки: к примеру, первые образовательные и научные организации в стране (Славяно-греко-латинская академия, Академия наук, Императорский Московский университет и др.) появились на основании указов верховной власти и создавались для государственных целей (подготовка управленческой ылиты, повышение внешнеполитического престижа России и т.п.). Соответственно, на протяжении всего периода развития системы образования (будь то царский, советский или современный этапы) государство прямым и непосредственным образом вмешивалось в образовательный процесс, что исключает возможность говорить о фактической реализации академических свобод, которые и де-юре начали декларироваться лишь несколько лет назад. В юридической литературе вообще существует мнение, что учреждения социальной направленности (в том числе образовательные) осуществляют в обществе управленческую функцию, поэтому являются полноценными субъектами публично-правовых отношений (в отличие от трудовых и гражданско-правовых, вытекающих из частного права).

Именно это и определяет отношения доминирования, властвования и унижения, сложившиеся между участниками отношений в сфере образования. В этой системе давно уже выстроилась вертикаль власти: Минобразин + Рособрнадзор - органы управления образованием субъектов РФ - местные органы управления образованием - образовательные организации (в случае с высшим образованием цепочка обычно сокращается до крайних элементов). Внутри образовательных организаций (и в основном это как раз и касается государственных и муниципальных) отношения аналогичные: педагогические работники выполняют не только функции учителей и преподавателей, ради которых их, собственно, и взяли на работу, но еще и полномочия чиновников, церберов, пропагандистов и собеседников "за жизнь". Не справляясь с этим сами, они призывают на помощь обслуживающий персонал, хунвейбинов из числа наиболее лояльных обучающихся и т.п. Как вы понимаете, в такой системе непосредственно образовательному процессу уделяется далеко не должное внимание, ибо время, усилия и нервы затрачиваются на установление того, кто начальник, а кто дурак; статус же дурака обычно присуждается с утра и навсегда и не подлежит обжалованию.

Будучи пристроено к государственной машине, образование долгое время было оторвано от реалий бизнеса и рынка труда. Именно бизнес видится тем источником средств, которых у государства, как нам известно благодаря к.ю.н. Д.А. Медведеву, "нет" (речь идет о средствах не только материальных), но для этого нужно наладить связь бизнес-сообщества и системы образования, а для этого нет даже нормативно-правовой базы (к примеру, действующий Федеральный закон "Об образовании в РФ" почти полностью посвящен государственному регулированию системы образования). Безусловно, речь не идет о том, чтобы превратить все школы и вузы в стране в частные, но в любом случае нужно исходить из идеи, что образование должно обслуживать интересы конкретного человека и общества в целом, а не государства. В этом случае вряд ли в образовательных организациях будет место таким явлениям, как обязательное преподавание религии, ГТО, поборы, буллинг и политическая пропаганда.

Артур Колесовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
6
-1

Очень грамотно и точно сформулировано

0
Ответить

ППросто я пишу курсач по этой теме

0
Ответить

Как курсач? Тебе не понадобится вот это - www.brookings.edu ?

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Многабукаф, ниасилил.

Нет, серьёзно. Это же всё-таки не курсач.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью