Никак, жить с расколами и видеть их положительные стороны.
Политическая наука обычно говорит об "общественных расколах" во множественном числе. Американец Липсет и норвежец Роккан в 1960-е годы предложили модель, в которой "расколы" (cleavages) это последствия роста социальных систем, их внутренние напряжения и "трещины". Они появляются в переломные моменты, когда система усложняется, переходит к новому этапу: создаются национальные государства, происходят промышленные революции и др. В Западной Европе (как раз ее описывали Липсет и Роккан) зримыми следами таких расколов остаются политические партии, которые до сих пор соперничают друг с другом: консервативные, либеральные, социалистические, религиозные, аграрные и др. "Расколы" в таком смысле нельзя "преодолеть" полностью, нельзя сделать их не существующими, но они совсем не обязательно мешают благополучию страны.
Рецепты, как обращаться с расколами, неизбежно идеологические, то есть они сами результат этих расколов, и нередко спорят друг с другом. Рецепт представительной демократии - свободные и честные выборы, чтобы партии и депутаты, представляющие разные стороны, могли влиять на политические решения. Рецепт "демократии переговоров" (делиберативной демократии) - постоянные дискуссии в газетах, на телевидении, в интернете, чтобы сторонники противоположных взглядов предлагали аргументы "за" и "против". Рецепт социальной демократии - вкладываться в образование, медицину, занятость, чтобы выровнять шансы граждан из разных социальных групп, сгладить напряжения, неизбежные при большом неравенстве.
В нынешней России проблема не столько с "расколом", то есть противостоянием каких-то организованных сил и групп, сколько с "атомизацией", разобщенностью людей, их недоверием друг к другу. Как важно взаимное доверие и насколько мешает разобщенность, показывает пример Италии, которую изучал американский политолог Патнэм. Северная часть страны, самая успешная и в политике, и в экономике, это бывшие города-республики, где люди научились общаться и работать друг с другом сначала в средневековых коммунах и цехах, затем в современных гражданских объединениях. Юг страны, где авторитарное государство мешало людям объединяться, подавляло самоуправление, оказался, в итоге, зоной бедности, коррупции и "плохого правительства".
Если мы хотим справиться с "атомизацией" и недоверием, внутренние конфликты (расколы) могут, как ни странно, помочь. Проблемы, волнующие многих, помогают объединиться, публичные конфликты не только разводят людей по разным сторонам, но и одновременно связывают их. Когда люди спорят друг с другом, они вместе. Конфликты служат одной из "вещей", которые объединяют граждан, и в этом смысле они, в разумных пределах, даже полезны.