Дмитрий Сафаров
апрель 2017.
28632

Когда к человеку можно применить существительное «мудак»? Какие качества характеризуют «мудака»?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
9
12 ответов
Поделиться

Вообще слово "мудак"просиходит от "мудей", то бишь яиц. Некто разводит бурную деятельность, и поднимает хайп. В реальности же все его аргументы, что он громко звенит своими мудями.

Очень хорошая статья, трактующая современное понимание слова, есть на Лурке. Но добавлю и от себя. Говоря вкратце, "мудак" - это человече с "активной жизненной позицией", который свято уверовал, что он на правильном пути, и агрессивно пытается при этом навязать своё чувство прекрасного всем окружающим, иногда даже создавая реальные проблемы и неприятности. Очень любит всем указывать, что и как надо делать. Классический пример, по-моему, воплощён актёром Петром Зайченко в фильме "Такси-блюз". Там Ваня Шлыков не дурак (как его периодически называют), а именно мудак. Причём самого опасного типа, когда есть физическая сила и некоторое положение, которые позволяют вклиниваться в чужую судьбу. А во фразе "Учил, и буду учить!" чуть ли не раскрыта суть мудачества. Но мудаком может быть и мухортый доходяга средних лет с запахом изо рта, и лоснящимися от грязи волосами. А может вычищенный клеркоменеджер в рубашке с галстуком. На нижнем уровне пищевой цепочки мудак - это Семёныч, который трахает мозги своим собутыльникам, как им правильно распивать ("руку не меняют", "на весу не наливать" и т.д.). На высшем это может быть профессор в ВУЗе; желательно сложного и занудного узкопрофильного предмета, не имеющего при этом какой-либо практической ценности в реальной жизни (например, "история и философия науки"). А ещё, как это не печально, они через одного попадают в народные избранники...

Внешне распознать мудака сложно, но можно. Основа всему - железобетонная самоубеждённость, что он просёк сложности этого мира, в отличии от бедных, сирых и убогих, иже окрест него. Вот дядя, этакий образцовый тип пролетария из поэзии Маяковского; он смотрит на тебя (когда напротив, в электричке) с улыбкой, оценивающим взглядом, с долей даже некоторой снисходительности. Иногда может показаться, будто он видит насквозь. На самом деле ему не понравились длинные волосы, татуировка и значок на сумке. Он понимает, какая чудовищная ошибка это всё носить или использовать; он знает что от плеера уши оглохнут, а музыка в нём - неправильная. Ухмыляется он того, что сам-то он делает всё КАК НАДО. И ещё мысленно воображает сцену, как мог бы наставить по жизни. А на соседнем сиденьи разместился субъект с напряжённо-сканирующим взглядом. Он взирает, где что не так, и надо срочно исправить. Кто-то пьёт пиво; бабушке не уступили место, начали ругаться - ничто не ускользнёт от его бдительного ока. Потому что он - на боевом посту!  Правда, если он не накачан как Ваня из "Такси-блюз", то скорее всего ему придётся сидеть тише воды и ниже травы. Зато потом в Интернете он разведёт нешуточную борьбу за своё видение нравственных устоев и обустройства России. Например, подпишет в демотиваторе с фотографией девушек-подростков, где они пьют "Ягу" и курят: "Расстрелять! Объяснять некогда!" Предложить расстреливать детей, по-моему, может только мудак, нет? А дальше, если наличествует жена, и собственные чада, он как-то оторвётся на них. Общее и у первого и у второго в том, что при противодействии им, наружу вылезет непроходимая лютая агрессивная баранья упёртость. Настолько схожая, что по выражению одного нидерландского писателя, это скорее "баран, замаскированный под человека".

85
-5

Спасибо, теперь я понял, что я мудак :(

+12
Ответить

Кажется, в какой-то момент моей жизни я свернул не туда...

+1
Ответить

Короче говоря ,если у человека отсутствует самоирония

-1
Ответить
Ещё 4 комментария

Каким же я до недавнего времени был мудаком, оказывается. Теперь я кое-что принял по отношению к окружающим, и совсем перестал кого-либо осуждать. Теперь кто я, если не мудак?..

0
Ответить

Это что же получается, "мудак" и "быдло" одно и то же?

0
Ответить

Да нет же. Написал же, что может быть и профессор в ВУЗе. И инженер-чего-тотамстроитель и т.д. Высшее образование мудачеству не помеха)

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Отсутствие высшего образования далеко не означает "быдлячество", прошу заметить)

+1
Ответить
Прокомментировать

В дореволюционном издании "Приключения сыщика Путилина" был краткий словарь блатного жаргона той поры, так называемая "блатная музыка".

Мудак - пьяный мужик.

Почему-то запомнилось:)

18
-3
Прокомментировать

Никаких, имхо. Это ругательство - имплицитный субъективизм, под которым каждый понимает всё, что ему угодно. Оно не отражает ни умственных качеств (дурак, осёл, баран, и т.п.), ни моральных качеств (сволочь, падла, гнида, и т.п.), ни даже особенностей сексуального поведения (шалава, пидор, и т.п.). У слова же "мудак" вербализуемой смысловой нагрузки, общей для русского языка, не замечено. Единственная особенность данного ругательства - оно употребляется только в отношении мужчин. Употребляется, соответственно, женщинами при обсуждении их бывших и настоящих (никогда не замечал, чтобы его употребляли мужчины, ими употребляется более мягкий вариант "мудила", тоже не несущий смысловой нагрузки). Характеристика же "мудак" в устах женщины означает просто вот что - "не соответствует / не соответствовал ожиданиям", "я думала вона как, а он совсем наоборот".. Аналогичные ругательства без смысла - "гондон", "козёл", и ещё много..

13
-2
Прокомментировать

У меня в закладках давно висит :

Как понять, что ты — мудак
Вот кое-что, чего вы, вероятно, не делали этим утром. Посмотрите в зеркало и спросите: «Не мудак ли я?»
Вопрос выглядит разумно. В этом мире, по-видимому, есть настоящие мудаки. И многие из них, скорее всего, имеют очень высокое мнение о собственных моральных качествах, или, как минимум, неплохое. Они не воспринимают самих себя как мудаков, потому что это самоосознание дается непросто.
Психолог Симин Вазир из Калифорнийского университета в Дейвисе доказывает, что мы стараемся хорошо оценивать свои черты, когда эти они одновременно оценочно нейтральны (в том смысле, что иметь такие черты ни хорошо, ни плохо) и непосредственно наблюдаемы.
Например, люди стремятся знать, разговорчивы ли они. Быть разговорчивым более-менее нормально и более-менее нормально быть молчаливым, и в любом случае ваш уровень разговорчивости более чем доступен для оценки любым наблюдателем. Оценка своей разговорчивости, как правило, сильно коррелирует с оценкой коллег и объективными измерениями. Креативность, с другой стороны, гораздо менее нейтральная черта — кто не хотел бы приписать себе это качество? — и гораздо менее доступная для прямого определения. Следуя модели Вазир, мы обнаруживаем очень слабую корреляцию между оценкой собственной креативности, оценкой коллег, и попытками психологов объективно измерить эту черту.
Вопрос «на самом ли деле я мудак с раздутым самомнением?» совершенно не является нейтральным для оценки, поэтому у вас будет явное стремление к желаемому ответу: «нет, конечно же нет!». Мудацкое поведение также не является и непосредственно наблюдаемым, поэтому у вас будет достаточно пространства для переинтерпретации доказательств в стиле: «ну, возможно я был немного сердит с этим кассиром, но она сама заслужила это, забыв налить двойную порцию в мой большой стакан».
Высокообразованные люди, кстати, тоже не защищены от пристрастных размышлений. Напротив, недавнее исследование Дэна Кахана из Йельского университета показало, что образованные люди с развитой рефлексией могут быть особенно умелы в рационализации уже существующих убеждений — например, интерпретируя сложное доказательство необходимости контроля за оборотом оружия в манере, которая укладывается в их политические взгляды.
По моим подозрениям, между мнением людей об их уровне мудачества и его истинным уровнем корреляции нет. Некоторые особо непокорные мудаки могут осознавать, что они — мудаки, но другие же видят себя красавцами первого сорта. Некоторые из настоящих лапочек могут осознавать, насколько они лапочки, в то время как другие слишком сильно занижают свои моральные характеристики.
Есть и другая проблема в самоосознании мудака: у нас нет окончательного понимания сути мудачества — пока что, по крайней мере. Не существует официального научного термина, который вмещал бы в себя полный спектр обычного применения слова «мудак», подходящего и к парню, который бессовестно подрезает тебя в пробке, и к учителю, который между делом унижает своих учеников, и к сотруднику, который превращает любое совещание в поле битвы.
Наиболее близко к «мудаку», среди различаемых наукой типов личности, находится «темная триада» нарциссизма, макиавеллизма и психопатии. Нарциссы ценят самих себя сильнее, чем окружающих людей, что, явно или неявно, делают и мудаки. И все же, нарциссизм это не совсем мудачество, потому как он также включает в себя стремление быть в центре внимания, что свойственно не всем мудакам. Личности с макиавеллианскими чертами обычно относятся к людям как к инструменту, который они могут использовать для достижения своих собственных целей, что делают и мудаки. И опять-таки, это не совсем мудачество, потому как макиавеллизм включает в себя осознанный цинизм, в то время как мудаки часто не осознают своих корыстных устремлений. Люди с психопатией эгоистичны и бессердечны, как и мудаки, но они также склонны к импульсивным рискованным поступкам, в то время как мудаки могут быть расчетливы и избегать риска.
Другая близкая концепция — концепция засранца, недавно описанная философом Аароном Джеймсом из Калифорнийского университета в Ирвайне. По теории Джеймса, засранцы — это люди, которые позволяют себе наслаждаться особыми преимуществами перед другими людьми как чем-то само собой разумеющимся. Несмотря на то, что это довольно близко к мудачеству, опять же, это не совсем одно и то же. Человек может быть мудаком, демонстрируя высокомерное и оскорбительное поведение, даже если это не позволяет ему получить особого преимущества.
Учитывая такое количество указателей на пути, что же должен сделать потенциальный мудак, заинтересованный в правильной самооценке?
Первый шаг к решению — яснее определиться с тем, что значит быть мудаком. Я полагаю, что мудачество должно стать категорией, достойной отдельного научного исследования. Слово «мудак» — меткое и полезное. Оно охватывает очень реалистичный феномен, который не может быть объяснен никакой другой психологической концепцией. Мудаки — это люди, которые виновны в неспособности оценивать перспективы окружающих, рассматривая их как инструменты, которые нужно использовать или как дураков, с которыми нужно разобраться, а не равных по уму и нравам. Чтобы быть мудаком, нужно быть в своем роде невежественным — не понимающим ценности других, достоинств их идей и планов, пренебрежительным к их желаниям и верованиям, беспощадным к их кажущимся слабостям. Блеск народной мысли, называющей определенных людей мудаками в том, чтобы подчеркнуть нехватку этих качеств.
Мудаки видят мир через очки, которые затеняют личности других людей. Официант в ресторане — не потенциально интересный человек с неповторимой личностью, историей жизни и набором качеств, на которые вы могли бы положиться. Вместо этого он лишь инструмент, подающий вам обед, или придурок, на котором можно выместить злость. Люди, стоящие перед вами в очереди в Starbucks, безличны и незначительны. Стоящим на социальной лестнице ниже вас не хватает ваших талантов, и они заслуживают грязной работы.
Чтобы заострить нашу концепцию мудачества, важно также определить противоположность мудака: лапочку. Может, вы знаете одного-двух таких людей — обычно внимательных к нуждам и желаниям других, чутких к их мыслям и предпочтениям, уступчивых в конфликтных ситуациях и подозревающих, что вина лежит на них, а не на другой стороне. Представьте, что выворачиваете мудацкие очки наизнанку, превращая их в очки-лапочки — очки, которые делают особенно четкими ценность, интересность, важность и неповторимость людей вокруг.
Возможно, нет чистых мудаков или чистых лапочек. Несколько десятилетий психологических исследований подтверждают, что когда доходит до больших, обширных личностных тестов, почти все оказываются неоднородными и подверженными множеству изменчивых факторов. Но где ваше место в спектре от мудака до лапочки, в каких аспектах, ситуациях, с какими людьми? Может, ничто так не определяет ваш нравственный облик так, как градус мудачества. Это ваши базовые манеры по отношению к окружающим людям.
Такое определение поможет нам увидеть два препятствия на пути к осознанию себя как мудака. Первое: как только некто начинает волноваться о собственном мудачестве, оно моментально исчезает. Если вас колет страх и стыд за то, что вы могли некрасиво с кем-то поступить, благодаря этим самым уколам, вы осознаете правомерность интересов и ценностей этого человека, видите его как личность, перед которой у вас есть моральные обязанности, а не как инструмент или придурка. Вы, хотя бы на мгновение, снимаете свои мудацкие очки.
Таким образом, чаще других волнуются о том, что они вели себя как мудаки, как ни странно, именно лапочки — это те, кто подойдут к вам извиняться, краснея от стыда за свое не-такое-уж-и-ужасное поведение. Напротив, нет ничего более чуждого для полного мудака, чем извиняться, краснея от смущения.
Конечно, если вы будете себя успокаивать этой идеей, думать: «Хм, раз уж я волнуюсь о том, что могу быть мудаком, и читаю статью в журнале на эту тему, я могу в самом деле не быть мудаком!» — и отбросите волнения, ваше мудачество потенциально может вернуться на место.
Другое типичное препятствие в осознании своего мудачества состоит в неспособности мудака слушать. Возможно, один из самых важных путей к моральному самоосознанию — прислушиваться, будучи неподдельно открытым, к критике вашей морали другими людьми. Мудаку это сделать нелегко. Так как мудак чаще всего не считает других за равных, заслуживающих интеллектуального и морального уважения, он редко принимает конструктивную критику. Зачем принимать всерьез то, что сказал придурок? Зачем взаимодействовать с их критическим мнением о вас? Скорее всего, мудак или не согласится с критикой, контратакует, наговорит ерунды и умчится в бешенстве, или улыбнется и воткнет нож поглубже.
В данном отношении, другие моральные пороки не настолько трудно поддаются осознанию. Нечестность, например, не блокирует понимание человеком обвинений в нечестности. Собственная жадность не особо влияет на способность человека понимать, что кто-то другой, возможно, повел себя как жадина. Но затыкать голос собственной совести — природная способность мудаков.
Если сущность мудачества заключается в том, что они не способны принимать во внимание интересы других людей, это говорит о том, что есть неочевидный путь к самоосознанию: смотреть не на себя, а на других людей. Вместо того, чтобы смотреть в зеркало, отвернитесь от зеркала и обратите внимание на цвета, в которые окрашен остальной мир. Вас окружают дураки и незначительные личности? Люди с плохим вкусом и глупыми желаниями? Скучные, недостойные вашего внимания люди? Люди, которых можно быстро оценить, если применить к ним всю ту же широкую и негативную мерку — придурки, чванливые снобы, пустоголовые тусующиеся дети, самодовольные говнюки, и, куда же без них, мудаки?
Если мир обычно кажется вам именно таким, у меня для вас плохие новости. Кажется, это вы мудак. Для большинства людей мир выглядит совсем не так, да и мир на самом деле не такой. У вас искаженное видение. Вы не замечаете индивидуальность окружающих вас людей и их потенциал.
Я обрисовал видение сквозь мудацкие очки довольно утрированно, но его аспекты, как мне кажется, знакомы каждому из нас, за исключением самых безнадежных лапочек (у которых, вообще-то, достаточно своих проблем, так как их очень легко поглощают желания и мнения других людей). Все мы порой ведем себя как мудаки.
Но как часто вы впадаете в мудачество? Раз каждый из нас отчасти мудак, а отчасти лапочка, где находитесь вы в этом спектре? Вы можете, оглядываясь назад, попытаться вспомнить, как часто вы обнаруживали самих себя в мудацких очках. Но, к сожалению, это не тот тип размышлений, в котором люди хороши. Память избирательна: мы стремимся вспомнить или несколько очень ярких ситуаций, или те, которые подтверждают уже имеющуюся точку зрения, или те, которые выставляют нас в лучшем свете (или, среди особенно самокритичных людей, в худшем). Если вы действительно хотите точно измерить уровень вашего мудачества, у меня есть два научных подхода.
Один из них заключается в использовании на себе методов выборки переживаний, которые были впервые разработаны психологами Расселом Хёрлбёртом из Университета Невады в Лас-Вегасе и Михаем Чиксентмихайи, в настоящее время работающим в Университете Клермонт Градуэйт. Поставьте случайный сигнал или любой другой внешний сигнал, и, когда он звучит, отмечайте каким образом вы думали о вещах. Возможно, вы не слишком хороши в оценивании собственного опыта, и, может быть, вы будете склонны к рационализации лести к самим себе, но, хотя бы по прошествии некоторого времени, вы соберете репрезентативный образец.
Второй подход — это попытаться развить в себе что-то вроде безоценочного осознавания: концепции из азиатских медитативных практик. Недавно психолог Эрика Карлсон из Университета Торонто предложила тренировку такого типа осознавания в качестве способа распознания в себе самых сложных в этом плане черт (вроде мудачества) — тех, которые распознать легко, а наблюдать или отчетливо распознать — сложно. Смысл этой практики заключается в том, чтобы как можно менее субъективно относиться к собственному потоку опыта. Предположение Карлсон заключается в том, что если это войдет в привычку, мы сможем получить более широкую и репрезентативную основу для дальнейших суждений о наших личностях.
И хотя эмпирические исследования безоценочного осознавания пока что находятся в зачаточном состоянии, есть доказательства ее связи с самопознанием. Например, Эмбер Эмануэль и ее коллеги из Университета Кент Стейт выяснили, что участники эксперимента, которые, как сообщалось, хорошо умели оценивать свое ментальное состояние, с большей точностью предсказывали свою эмоциональную реакцию на президентские выборы в США. Кристина Хилл и Джон Апдеграф, оба тоже из Университета Кент Стейт, выяснили, что высокая предрасположенность к безоценочному осознанию в людях коррелировала со способностью лучше ориентироваться среди едва различимо разных позитивных и негативных эмоций во время изучения их опыта.
Не знаю, насколько реалистично ожидать, что много людей сколь-нибудь серьезно отнесутся к выборке переживаний или тренингу по безоценочному осознаванию, со вниманием к улучшению самопонимания собственных моральных характеристик, как не знаю и того, насколько успешным подобный тренинг мог бы быть в конечном счете. Позвольте мне закончить более скромным предложением: вспоминайте эту статью иногда в течение дня, когда вы окружены другими людьми — может быть, во время ланча, или на совещании в отделе, или на вечеринке, или на многолюдной площади. Обратите внимание на людей вокруг вас. Они дураки и орудия манипуляции, или же искрятся интересной индивидуальностью? Говоря иначе, отметьте, надеты ли на вас мудацкие очки.
Все мы иногда смотрим через мудацкие очки. Но мы не застряли в таком видении мира. Я полагаю, что только немного рефлексируя на этот счет, мы можем — большинство из нас, хотя бы на мгновение — увидеть, чего лишено подобное восприятие.
И это единственный способ снять мудацкие очки.
Автор: Эрик Швицгебель профессор философии Университета Калифорнии в Роверсайде и автор книг Perplexities of Consciousness и (в соавторстве с Р.Т. Хёрлбуртом) Describing Inner Experience? Proponent Meets Skeptic. 

16
-5

Не совсем поняла, почему триада макиавелли не всегда однозначные мудаки.. я вижу это так: все из триады мудаки, но не все мудаки относятся к триаде макиавелли

0
Ответить

Триада не макиавелли, а "тёмная триада", состоящая из нарциссизма, макиавеллизма и психопатии. Думается мне, что мудак - это всё же больше рефлексирующий человек, который врядли скрупулёзно и расчётливо подходит к делу, а если конкретно о макиавелизме, то цели у людей данной категории в основном отрицательного характера (как везде любят писать), но доходит и до манипуляций с благими и альтруистичными намерениями, что вряд ли можно назвать "мудачеством".

0
Ответить
Прокомментировать

Один из вариантов предлагает нам Павлик Лемтыбож. И, надо отметить, он несомненно прав

6
-1
Прокомментировать
Читать ещё 7 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью