Почему человек не может отказаться от веры в богов, в бога, от суеверий?

3232
8
0
25 июля
19:46
июль
2015

Сначала относительно бездуховный ответ.

Исходя из того, что хомо - сапиенс. Человек, во-первых, осознает свою смертность, во-вторых, планирует свою жизнь. Вообразить момент, за которым ничего нет, он не может: не умещает у себя в голове, испытывает дискомфорт, начинает просто сходить с ума. Естественным образом он проектирует свое посмертное существование, а для этого ему нужно что-то, что сильнее смерти. Лучше Кто-то - человек еще и социальное животное, ему плохо без общения.

Еще проще и бездуховнее: человек и на земле живет в крайне непредсказуемом мире, зависит от перемены погоды и еще кучи параметров. Боги, духи, все надматериальное - это то, что может хоть сколько-нибудь гарантировать (на это расчитаны жертвы и ритуалы) или хотя бы объяснить происходящее.

Таким образом, человек религиозный получает в религии утешение - как в земной жизни, так и в переживании смерти.

Карл Маркс называл религию опиумом для народа примерно в этом же ключе: религия утешает и успокаивает в этом жестоком и несправедливом мире, как наркотик облегчает страдания больного.

Теперь духовное. Человек некогда имел возможность общения с Богом и теперь непрестанно тоскует об этом утраченном рае и о своем Отце. Нельзя так просто взять и оборвать эту связь.

Независимо от того, выбираете ли вы духовный подход или бездуховный, от религии человечество в целом не откажется. Без нее больно и безысходно. Летай иль ползай, конец известен. (с)

24
4
август
2015

С точки зрения религиоведения и психологии это называется компенсаторной функцией религии. Психика человека не является совершенным механизмом. Жизнь такова, что все мы, можем оказаться в крайне стрессовой ситуации: это болезнь или смерть близких, проблемы с работой, невозможность самореализации, да и просто наконец рутина и скука. Именно в эти моменты, человек начинает искать выход из сложившихся ситуаций, искать объяснения случившемуся, пытается заново найти себя и свое место в поломанной привычной картине его мира. В такие моменты религия помогает людям с этим. Поэтому довольно таки часто, в моменты стресса, даже самые прожженные агностики люди приходят к религии. Собственно, в этом и заключается компенсаторная (утешительная) функция религии.

6
0
август
2015

Лучше разделить “богов” и “суеверия”, с ними две разные истории.

“Суеверия” – о повседневном и инструментальном, о практике, в которой человек хочет проверенным схематичным путем добиться успеха или избежать неудач.

“Боги” – о неповседневном и моральном, на порядок более важном, чем обычные дела, и о требованиях, которые важны сами по себе и которые надо выполнять потому что надо, не ожидая какого-то немедленного выигрыша. "Боги", кроме того, вызывают намного более сильные чувства: за них готовы умирать и убивать, за "суеверия" - нет. Такие цели и смыслы, требующие альтруизма, и такую эмоциональную привязанность, человеку поставляет, независимо от всего остального, общество, в котором он живет. Любая известная “действующая модель” человека сама нуждается в таких целях и смыслах и в такой привязанности. “Боги” – надежный способ передать эти общие цели и смыслы наглядным и доступным образом.

Отсюда понятные “что делать”. Хотите избавить людей от “суеверий” – избавьте от повседневных проблем и от ограниченности знаний и навыков. Хотите избавить от “богов” – избавьте от социальности и научите жить и действовать без смысла.

3
0
показать ещё 6 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта