Андрей Глинка
апрель 2017.
32398

В чём феномен Энди Уорхола? Почему из всех представителей поп-арта широкую известность получил только он?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
16
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Если брать достаточно долгие промежутки времени, то единственным, что остаётся от любой конкретной эпохи, оказывается её искусство — поскольку это единственное, что всегда активно пытаются сохранить. Картины оберегают, тексты копируют.

Остальное уходит. А всё прочее, остающееся случайно — почти никогда не может дать достаточно полного представления о культуре и мировосприятии первоначальной эпохи.

Так вот. Можно сказать, что если через тысячу лет кто-то попытается восстановить ощущение американской послевоенной культуры, то одна чудом выжившая ретроспектива Уорхола даст этому исследователю больше, чем десятилетия газетных подшивок и архивных фото, не говоря уже о любом другом отдельном художнике того времени — хотя бы уже потому, что информационное поле горизонтально, а иерархии Уорхола вертикальны.

Весьма характерно, что Уорхол любил оставлять потомкам "временные капсулы", которые завещал открывать через сто, двести или сколько там лет — Уорхол и сам стал своего рода временной капсулой эпохи, покрыв для нас все её персоналии, все её мысли, события, вкусы, вещи, от убийства Кеннеди и до революции в Китае. К тому же, что и метод, которым всё это сделано — серийный, производственный и условно безличный — тоже явился наилучшим отражением возникшей к концу пятидесятых годов темы перепроизводства, главного признака постиндустриальной культуры.

Вдобавок к этому, Уорхол был абсолютно везде. В некотором роде наследуя традиции художников Возрождения, он занимался и печатью, и кино, и фотографией, и модой, и теорией искусства — а если пойти дальше, то и работой со средствами массовой информации. В конце концов, именно Уорхол положил начало феномену массового художника — к тому же, что и его личина наивного трикстера была для мира искусства чем-то неожиданно новым.

Всё это не значит, что среди поп-артистов не было других хороших художников — Рой Лихтенштейн или Джон Розенкист ничем не уступают Уорхолу на своём поле — но Уорхол, единственный среди поп-артистов, угадал и фактор безличности, удаления художника из работы, как основной механизм восприятия достаточно массового искусства, и который в конце концов лёг в основу народной интерпретации любого искусства вообще, от "Чёрного квадрата" до "Мона Лизы".

И это, наверное, главная его художественная заслуга, без которой вся его деятельность была бы пусть легитимна, но при этом невыносима: Уорхол работает не просто с образами поп-культуры. Он работает с изображениями вообще.

Уорхолу удалось подключиться именно к той человеческой потребности в образах и изображениях (те самые signifier and signified), на которой человечество движется ещё с самой наскальной живописи — и он сделал это именно в тот момент, когда сам процесс удовлетворения этой потребности проходил очередную стадию больших изменений.

И в этом смысле, возможно, Уорхол не столько отзеркаливал поп-культуру, сколько досоздавал её. К сожалению или к счастью.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
32
-2

Классный ответ

0
Ответить

А как вы сами относитесь к его творчеству, да и к его персоне к целом?

0
Ответить

У Уорхола слишком большой диапазон работ и личности чтобы как-то конкретно к нему относиться — к тому же, что мне вообще трудно как-либо относиться к людям, с которыми я никогда не встречался лично. Если вопрос просто о том, нравятся ли мне работы — многие очень, да, но если я буду последовательно называть все любимые работы даже только послевоенных художников, Уорхол будет не в первом десятке.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью