Остались ли древние тексты об ораторском искусстве и красноречии? По типу "Как управлять рабами", только "Как выступать в сенате" :)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Конечно, остались. Исторически первыми к вопросу подошли софисты, в Древней Греции. Мастера поспорить, которые гордились способностью выиграть любой спор без знаний о предмете и без подготовки. В ответ на эту их практику и в качестве конструктивной критики Аристотель написал Риторику. Как и все его труды, очень подробно, основательно и местами занудно.

Потом, уже в Риме целых три трактата по риторике написал Цицерон. Считается обязательным чтением для классического образования.

За ним исторически идет Квинтилиан, с его "Двенадцатью трудами о риторике". Большой был специалист, открыл школу риторики, многих обучил и в принципе толково излагает.

В средние века риторика потеряла политическое значение и больше практиковалась в сфере теологии. Тут нужно читать отцов и докторов церкви. Блаженный Августин что-то писал по теме и, боюсь ошибиться, кажется Фома Аквинский.

От себя очень рекомендую речь Марка Антония у Шекспира. Гениальная тема. Начал говорить с негативно настроенной толпой, перед которой только что очень красноречиво выступал его оппонент, Брут, и всего за несколько минут переломил отношение. К концу выступления люди были буквально готовы идти жечь дома Брута и других сенаторов. При этом Марк Антиний ни слова плохого о них не сказал, наоборот хвалил. Вечная классика.

6
0
Прокомментировать

Кроме озвученного здесь Цицерона и Квинтилиана (чей замечательный труд не переведен полностью на русский язык) отмечу также «Риторику для Геренния» (I век до н.э.) – своего рода руководство по ораторскому искусству, написанное неизвестным специалистом в области красноречия (атрибуция произведения Цицерону в настоящее время отвергнута) для некоего Гая Геренния. На русский язык сочинение не переведено. Также, соотносясь с заявленной вопросе практической целью, не могу не посоветовать сочинение Квинта Цицерона (брата известного оратора Цицерона) Commentariolum Petitionis (Заметки по соисканию), где он дает своему брату советы о том, как вести себя, если собрался добиваться консульства.

Кроме того, известно, что практическое руководство (εἰσαγωγικὸν) по правилам поведения в сенате было составлено Марком Варроном для молодого Гнея Помпея. Сочинение это до нас не дошло, однако мы знаем о нем и его содержании по пересказу Авла Геллия (Noct. Att., XIV, 7). Пожалуй это сочинение, вкупе с трактатом Квинта Цицерона, можно считать ответом на Ваш вопрос.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
0

Где отыскать «Риторику для Геренния»?

0
Ответить

Старые латинские издания (XIX и начала XX вв.) без труда можете найти на просторах интернета, а вот с переводами сложнее. Русского перевода нет, а английский издавался в Loeb Classical Library: [Cicero]. Ad C. Herennium de ratione dicendi (Rhetorica ad Herennium) / with englisch translation by Harry Caplan. London–Cambrige (Massachusetts), 1964. Ее тоже можно поискать.

0
Ответить

Благодарю

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Ты очень крут, Иван

+1
Ответить

Спасибо, стараемся!

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью