Julia Varshavskaya
март 2017.
2492

Должна ли музыка выполнять какую-то социальную функцию?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
3
4 ответа
Поделиться

Мне кажется, социальная функция музыки заключается не в том, чтобы писать тексты о проблемах общества или политики. Она совсем в другом. Представьте, что в девяностые «Аквариум» мог семь дней подряд собирать Олимпийский. Почему? Потому что на эти концерты люди приходили, чтобы увидеть, что они не одни. Что таких, как они, много. «Аквариум» стал для многих символом перемен. Вот в этом и есть важное социальное значение музыки – дать людям почувствовать, что они не какие-то брошенные одиночки, не маргиналы. Может быть, они в меньшинстве, но их все равно много.

Хотя есть группы, у которых политика и музыка неразделимы. Например, у американской группы Rage Against the Machine политика была неотъемлемой частью жизни. Но не это делало их песни классными – они просто были талантливые, а борьба с властью прилагалась. СБПЧ органически другим занимается, у нас нет политических песен. И я не чувствую своей вины. Я токарь, а есть пекари.

Кирилл Ивановотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
25
-1

да уж, у RATM классная "политика" была - пели песни против системы, частью которой были (это я про участие в мейджор-лейбле говорю)

0
Ответить
Прокомментировать

На западе поп-звезды часто несут какое-то четкое социальное послание. Скажем, американская поп-дива номер один – Бейонсе - помимо всей шелухи, передает интеллектуальный месседж, она берет на себя роль рупора для женщин, которые готовы за что-то важное для себя бороться. Она дает феминистический посыл обществу, каждая ее песня – гимн. Российские музыканты чаще всего просто делают песни, чтобы они играли на радио. Потому что весь бизнес так работает, но это очень незрелая ситуация. На людях, которые находятся на самом верху, всегда лежит дополнительная нагрузка: они или за добро, или за мир, или за любовь.

В этом смысле Therr Maitz тоже пытаются осознать свою ответственность перед людьми, которые слушают нашу музыку. В этом году мы решили сделать благотворительный проект, приуроченный к рождению моего ребенка. Это было спонтанное решение. Я записал для него песню «Undercover» – это был совершенно эгоистичный поступок, направленный на одну единственную молекулу. А потом мы решили снять видео – и вдруг пришли к тому, что эта музыка может быть важной не только для нашего будущего ребенка, но и для всех детей, кому папа не сможет подарить песню. Тогда мы придумали, что все деньги, собранные от покупки этой песни, пойдут на помощь отказным детям, по совету Максима Виторгана мы обратились в фонд «Бюро добрых дел». Нам навстречу пошла компания Sony Music Entertainment, которая согласилась провести такую совместную акцию. Наша песня распространяется от лица компании, и все деньги будут поступать в детские дома. А видео, кстати, мы сняли вместе с Тимофеем Колесниковым и Сергеем Минадзе, работавшими с нами над клипом «My Love is Like».

Антон Беляевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
22
-3
Прокомментировать

Я не верю в миссию и не верю, что кто-то имеет право от музыкантов требовать ее исполнения. Талантливый музыкант отчитывается перед одной инстанцией – перед Господом, который дал ему талант. Вот от него простирается какой-то волшебный серебряный шнур – так и в музыке, и в литературе, и в кинематографе. И музыканты, по моему опыту, они либо реагируют на ураганы внешние, либо реагируют на ураганы внутренние, которые происходят в их душах. И, конечно, абсолютная нелепица – требовать от последних реакций на окружающую действительность, какой бы чудовищной она не была.

Я вам приведу два примера: Дельфин и Земфира. Это, наверно, два самых пронзительных, отчаянных музыкантов нашего периода в истории. Но какой смысл требовать от Дельфина реакции на какие-либо внешние события? Он в каждой песне себя самого препарирует, снимает с себя кожу, рвет в лоскуты. То же самое и Земфира. Если для них это самое важное, если они обладают талантом рассказать о том, какие ураганы бушуют у них внутри, мы за это и должны быть им благодарны. И никто не в праве требовать от них писать остро-сатирический памфлет, это бессмысленно. А Андрея Вадимовича Макаревича, или Лешу Кортнева, или группу «Шкловский» – их волнует то, что происходит рядом, и они пишут об этом. Опять-таки, никому ничем они не обязаны. Они ответственны сами перед собой и перед Господом Богом.

Михаил Козыревотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-2
Прокомментировать

Музыка сама по себе является социальной функцией. :) Точнее, набором функций.

Одни с её помощью самовыражаются, другие социализируются. Музыка нужна, чтобы стать кумиром толпы девушек или сплотить сторонников сильной руки.

1
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью