Тоня Самсонова
март 2017.
3376

Существуют ли исследования политических взглядов и установок несовершеннолетних россиян?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
3 ответа
Поделиться

Исследований о политических взглядах и поведении российской молодежи не очень много, но они есть. Довольно давно и постоянно изучает молодежь в российских регионах Центр молодежных исследований НИУ-ВШЭ (этот центр изучает все, не только протестные формы политической активности – здесь проводили исследования и «Наших», и ультраправых, и волонтеров). Молодежь всегда была активна и даже политизирована, однако, в менее заметных стороннему наблюдателю формах. Появления представителей разных политизированных групп и тусовок в общественных пространствах и на виду у всех часто вызывает удивление, хотя происходит довольно регулярно: молодые националисты со своими акциями за ЗОЖ, «нашисты» и «белоленточники» одного возраста, сталкивающиеся на площадях Москвы. Интерес к политической жизни молодежи у исследователей особенно активизировался после Болотных протестов, «подпортивших» миф о политической пассивности не только молодежи, но и россиян в целом (ниже я привожу пару публикаций, возникших на этой волне). Сюрпризом стало то, что молодежь может выражать свой протест политически и в тех же пространствах и под теми же лозунгами, которые волнуют и остальных россиян.

Именно в таком порядке обычно и развивается логика качественного социологического исследования: сначала мы наблюдаем что-то неожиданное или непонятное, а потом приступаем к изучению этого явления. В принципе, так же действуют многие социальные науки: занимаются пониманием и объяснением окружающего мира, а не предсказанием и проектированием его. Поэтому ожидать от социологических исследований прямых предсказаний того, как поведут себя люди в будущем, не приходится – это не является непосредственной задачей социологии. Социология (качественная, как минимум) работает с тем, что есть сейчас, и объясняет, почему сейчас что-то происходит (или не происходит). Сложность (или невозможность) предсказания связана с тем, что в качественной социологии допускается индивидуальная свобода действия (agency) – то есть возможность людей переломить существующие тренды или действовать в соответствии с ними.

Главное, что показали существующие на данный момент исследования молодежи, что молодые люди информированы и задумываются о происходящем в стране, а также часто критически относятся к тому, что видят. Но главный фокус в том, что мнение не всегда переходит в действие, поэтому предсказать протест на основании информации о недовольстве нельзя. Например, Дэвид Снайдер и Чарлз Тилли в классической уже работе «Тяготы и коллективное насилие во Франции» показали, что трудная жизнь и жалобы на нее не предсказывают мобилизацию (Snyder, David, and Charles Tilly. "Hardship and collective violence in France, 1830 to 1960." American Sociological Review (1972): 520-532.) Для того, чтобы недовольство перешло в действие, нужен ряд факторов, полный список которых до сих пор не ясен. Чарлз Тилли, упомянутый выше, считал, что мобилизацию можно предсказать, если опираться на правильную теорию, а именно теорию политических возможностей. Эта теория говорит о том, что люди, как бы плохо им ни было и как бы они ни были критически настроены, не начнут действовать, пока не увидят, что их действие может принести плоды – а это может случиться, когда государство (или другой адресат протеста) ослабело, расколото на внутренние элитные фракции и не может применить репрессии. Для того, чтобы эта теория заработала, однако, изучения только «потенциальных протестантов» недостаточно, нужно понимать, как работает государство.

Теорию политических возможностей, однако, тоже подвергли серьезной критике: иногда угроза репрессии действует наоборот – стимулирует протест, а не запугивает его (так называемый «парадокс репрессии»). Справиться со страхами и безнадежностью людям помогает солидарность и чувство локтя, а также эмоции – возмущение и оскорбленное чувство справедливости. Например, протесты ЛГБТ-сообщества после рейда полиции в гей-баре Стоунволл Инн в Нью-Йорке в 1969 году произошли «вдруг», в ответ на привычный унизительный визит полиции; часто протесты начинаются после убийств и пыток активистов в полиции, как это было в Египте и других странах «Арабской весны». Эмоциональная динамика такого рода плохо предсказывается, поскольку развивается достаточно стремительно. И только постфактум исследования могут зафиксировать эту мощную силу и показать, как она позволила людям сделать такое, о чем они в «спокойном» состоянии даже подумать боялись.

Исследования молодежи в политике:

Ерпылева, Светлана. "«Родители меня не отпускали»: протестная политизация подростков в деполитизированном обществе." Социология власти 4 (2013).

Ерпылева, Светлана. «На митинги я не ходил, меня родители не отпускали»: взросление, зависимость и самостоятельность в деполитизированном контекст» В кн. "Политика аполитичных: Гражданские движения в России 2011—2013 годов." (2014).

Krivonos, Daria. "State-managed Youth Participation in Russia: The National, Collective and Personal in Nashi Activists’ Narratives." Anthropology of East Europe Review 33.1 (2015): 44-58.

Krivonos, Daria. "And After That We All became Like Brothers Emotions, Affectivity and Communication in a Pro-governmental Youth Movement in Russia." Young 24.2 (2016): 102-117.

Omelchenko, Elena, and Guzel Sabirova. "Youth Cultures in Contemporary Russia: Memory, Politics, Solidarities." Eastern European Youth Cultures in a Global Context. Palgrave Macmillan UK, 2016. 253-270.

Желнина, Анна. "Свобода от политики: «обычная» молодежь на фоне протестов." Социология власти 4 (2013).

25
0
Прокомментировать

Исследования политических взглядов несовершеннолетних россиян существуют, и их очень много. В основном они сосредоточены в области политической социализации и роли учебного заведения в их формировании. Упомяну некоторые из них:

Шестопал Б.Е. Политическая социализация и ресоциализация в современной России // Полития. – М, 2005. – №4. Ссылка: ecsocman.hse.ru
(Самый настоящий must read по данной теме.)

Селезнева А.В. Политические представления российских старшеклассников в контексте гражданского воспитания и формирования политической культуры / А.В. Селезнева // Ценности и смыслы — 2012. — № 3.  Ссылка:  cyberleninka.ru

Селезнева А.В. Политические представления российской молодежи как основания формирования национально-государственной идентичности / А.В. Селезнева // Ценности и смыслы. – М., 2012. Ссылка: cyberleninka.ru

Сорокин О.В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи / О.В. Сорокин // Власть. – М., 2007. – №8. Ссылка: www.socyouthran.ru

14
0
Прокомментировать

Я являюсь сотрудником Лаборатрии политических исследований НИУ ВШЭ, которой руководит Валерия Касамара. Мы с 2008 года изучаем политические взгляды студентов младших курсов (в том числе 17 лет), также опрашиваем и школьников. 

Наш проект нацелен на исследование политических представлений молодежи о прошлом, настоящем и будущем России. Как современная российская молодежь, родившаяся уже после распада Советского Союза, представляет себе будущее России? Что знает об истории своей страны? Как относится к современным и историческим политическим деятелям? Какими событиями она гордится, а какие события вызывают у нее чувство сожаления и стыда? Ответы на эти и другие вопросы, которые поднимаются в данном исследовании, должны позволить лучше понять, какие ценности разделяются студентами, каковы их запросы к государству, и насколько современная молодежь сама готова принимать участие в жизни страны. 

Каждый год у нас выходит по 3-4 публикации в российских и зарубежных журналах. Последняя вышла в марте 2017, она посвящена представлениям молодежи о будущем России и отношению к присоединению Крыма ("Rebuilt Empire or New Collapse? Geopolitical Visions of Russian Students"). Все остальные статьи есть у меня на странице в открытом доступе или у Валерии Касамары: патриотизм, образ лидера, протесты и пр.

13
0

Вау

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью