Юлия Морозова
март 2017.
1944

Как выглядит семья в 21 веке с точки зрения психологии?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться

Семьи стали очень многообразным. И это многообразие с одинаковой вероятностью может быть здоровым и функциональным, а может быть и дисфункциональным. Например, появилось такое понятие как «белый брак», когда люди решают, что у них не будет секса друг с другом. Это плохо или хорошо? Или открытый брак, когда у супругов открыто могут быть отношения с другими людьми. Это хорошо или плохо? А еще есть осознанно бездетный брак. Еще есть семьи, где оба родителя работают, а всё остальное, включая детей, находится на аутсорсе. Появились бинуклиарные семьи, когда после развода люди продолжают вместе воспитывать ребенка, новые партнеры находятся в дружественном контакте со старыми. Если людям хорошо вместе, в любом варианте жизнеустройства, ни один не идет на невыносимые внутренние компромиссы ради совместности- то сегодня это считается функциональной семьей.

Таким образом, первая отличительная особенность современной семьи - ее многообразие. Второй важный момент - исчезновение детства. Кроме биологического детства ( до 5-7 лет) есть так называемое социально сконструированное детство: общественные представления о том, кого считать ребенком, чем дети и взрослые отличаются, как обращаться в самом широком смысле с ребенком и т.п. Сейчас социальное детство пропадает. Это следствие глобального процесса смены коммуникативных технологий. Поэтому сам институт воспитания пропадает – на его место приходит «выращивание» ребенка. Ребенок оказывается на вершине семейной иерархии - и в результате из нее исчезают и дети, и взрослые. Потому что взрослые могут существовать в ней как социально сконструированная категория, только если есть детство. Все это приводит к двум негативным последствиям. Во-первых, семья становится детоцентричной (рождается ребёнок – исчезает супружеская жизнь как подсистема). Ребенок начинает всем управлять, а это плохо для него самого - он невротизируется. К нему поступает взаимно исключающаяся информация: с одной стороны, он остается многообразно зависимым от родителей ( маленький ребенок не может о себе позаботиться, без взрослых вне дома может просто погибнуть) , с другой стороны, в своей семье он царь и бог. Из-за этого у него нет адекватного представления о своем месте в жизни, о своих реальных возможностях.

Когда родители «обслуживают» ребенка, не ставят ему границ, подчиняют жизнь семьи детским потребностям, они лишаются такой важной функции, как предоставление надежности и защиты ребенку. Если взрослые не главные в семье, то они и не защитники и не опора для ребенка. Когда начинаешь работать с такой семьёй, понимаешь, что они, выстроив такую перевернутую иерархию, не являются помощниками своему ребёнку, и вообще терапевтический потенциал такой семьи очень низкий. Это очень серьезный вызов для современной семейной терапии.

24

Я размышляю, может старая схема семьи развалилась, потому что супруги не делают ставку друг на друга? Делать ставку на ребенка кажется надежнее, вот вокруг него и пляшут? Вряд ли услышишь от ребенка фразу: "Мама, я разлюбил тебя".

0
Ответить

Поддерживаю Ирину, правда, мне кажется, и раньше многие браки строились на почве совместного "выращивания" ребёнка. Просто раньше было сложнее выйти из этих отношений из-за общественного мнения, материальных трудностей. А сейчас таких препятствий уже гораздо меньше, и половинки вполне могут разойтись. А вот потребности ребёнка никуда не денутся - детский сад, школа, питание, игрушки, одежда - это всё равно будет занимать огромную часть бюджета и времени. И они будут явно на более приоритетном месте, чем собственные удовольствия, которые просто отойдут на второй план. Другое дело, что многие "занимаются детьми" вовсе не думая об интересах ребёнка, а как будто бы участвуя в соревнованиях - у кого больше кружков, у кого моднее одет ребёнок, кто сколько интересных мест с ним посетил. И всё это сопровождается переживаниями, какой же он "неблагодарный и избалованный". А ребёнок при этом даже не получает возможности понять, чего он сам хочет, реализовать свои способности, попробовать себя в разных интересных именно ему областях.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить