Можно ли создать гитару с таким количеством ладов, что она сможет издавать неслышимый ультразвук?

987
2
0
23 июля
17:39
июль
2015

Собственно, не в количестве ладов дело, на гитаре вполне можно извлечь звук, просто придерживая пальцем первую струну между грифом и нижним порожком, пусть её и не к чему уже там прижать, но высота его основного тона будет выше всех звуков на грифе, хотя тембр будет уже другим. Частота ультразвука в 20000 герц, которая считается границей слышимого диапазона, примерно в 22 раза выше частоты 880 Гц – ноты "ля", которая звучит при игре на пятом ладу первой струны при стандартной настройке. Если взять гитару с мензурой 24 дюйма, расстояние от нижнего порожка до пятого лада будет примерно на четверть меньше, то есть 18 дюймов, а расстояние до точки, где надо придержать струну, будет ещё меньше в 22 раза, а это около двух сантиметров.

На таком расстоянии от порожка придержать струну пальцем и ударить по ней медиатором между пальцем и порожком вполне можно. Другое дело, что вы хоть и не услышите основного тона, но услышите низкочастотные составляющие получившегося звука, а именно глуховатый щелчок от удара. С другой стороны, высокочастотные спектральные компоненты, лежащие выше слышимого диапазона, и так есть в любом гитарном звуке.

14
0
август
2015

Прежде всего необходимо отметить, что натянутая струна, которой сообщили колебательное движение, будет колебаться не на одной единственной частоте, а на многих частотах сразу, называемых собственными частотами струны. Самая низкая частота колебаний будет определять ноту звука, например, при извлечении ноты Ля первой октавы самая низкая частота колебаний струны будет составлять 440 Гц. Остальные частоты колебаний будут строго кратны основной частоте, то есть, будут присутствовать колебания на удвоенной частоте - 880 Гц, на утроенной - 1320 Гц, и так далее. Эти частоты - гармоники основного тона, обертоны.

Если струна идеальная, то есть, бесконечно тонкая и, что более важно, абсолютно однородная по массе (если каждый сантиметр струны имеет одинаковую массу) то никаких ограничений на частоты гармоник не накладывается, в колебаниях будут присутствовать и гармоники с ультразвуковыми частотами (достаточно 50-ой гармоники ноты Ля1, чтоб звук от нее попал в ультразвуковой диапазон). На практике, струны все же имеют некоторую, пусть и маленькую неоднородность массы вдоль своей длины, что приводит к тому, что струна не может стабильно колебаться на очень высоких частотах.

Кстати, именно этим и объясняется различие в звучании старых, изношенных гитарных струн в сравнении с новыми. На струны со временем прилипает грязь, в оплетку струны забивается жир от пальцев рук, струны банально деформируются, неравномерно растягиваются, что приводит к неоднородности массы, поэтому их звук становится более бедным, не содержащим высокие гармоники. Струны начинают звучать глухо. Новые же струны, напротив, звучат звонко, ярко.

Таким образом, в звучании новых струн непременно содержится небольшое количество ультразвука, а вот количество уже сильно зависит от состояния струн.

5
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта