По вопросу деградации человечества, и особенно, по части связи этого процесса с гаджетами и Интернетом не высказался только ленивый. Собственно, мне ситуация более всего напоминает шум, который поднялся в США после опубликования патента на телефонную связь за авторством Александра Белла и начала публичных испытаний приемопередающих аппаратов Белла-Вадена. Вот как описывал последовавшие события журнал "Техника-молодежи":
Телефон завоевал себе признание с молниеносной быстротой. Через пять лет после появления изобретения Белла количество телефонов в Америке выросло до 30 тысяч аппаратов. Но всё же не обошлось и без жестокой борьбы. Естественно, что многие предприниматели и особенно железнодорожные компании видели в телефоне опасного конкурента и всячески препятствовали его распространению. Характерно, как встретило появление телефона духовенство. Против телефона было организовано целое религиозное движение. Баптисты причислили телефон к "изобретению дьявола". Их национальный съезд во Флоре принял резолюцию, предписывающую всем баптистам не только не пользоваться телефоном, но и требовать его удаления из своего дома. Однако вскоре баптисты сообразили, что это достижение науки можно с большой выгодой прибрать к рукам. Например, в местечке Кронфорд в Англии открылась недавно новая церковь. Построенная у автомобильной дороги, эта церковь отличается необычайным оборудованием. Фасад из стали и стекла напоминает модное кафе. Проезжающие по дороге слышат усиленный громкоговорителем голос священника: "Служба начинается через 10 минут, заходите!" Вместо деревянных скамеек, в церкви устроены вращающиеся кресла и телефон у каждого столика. Кроме того, в церкви предполагают построить купальный бассейн, дансинг, кафе и кинематограф. Вот как телефон - "трубка дьявола" — стал в ловких руках мракобесов "гласом божьим".
Телефон живого общения полностью заменить так и не смог, хотя нашлось несколько десятков оригиналов, пытавшихся заключить с его помощью браки. Ту же ситуацию можно наблюдать и сегодня: несмотря ни на какие вопли о полной деградации социальной активности, интернет-общение постепенно получает границы применимости и занимает экологическую нишу в обществе. Снижение же рождаемости и резкое повышение осторожности людей в межполовых взаимоотношениях - прямое следствие очень мощного стрессового фактора, которым является трудоустройство, жизнь и работа в современном городе, страдающем от последствий снижения темпов мирового экономического развития. Эту особенность первыми осознали, кстати, опять в "растленной" Европе (конкретно в Голландии), проанализировав примеры США, Южной Кореи, Сингапура и Японии. Ответом стало создание очень гибкой системы разделения труда (намеренно не употребляю термин "соцзащита") в бытовых и семейных отношениях, с прямым участием государства. Плоды внедрения этой системы мы почувствуем лет через 10, а пока можем только удивляться зрелищу счастливых голландских семей с 4-5 малышами на одну оперную певицу или доктора наук.
Теперь о тех, кто вызывает наибольшее осуждение у адептов деградации. Это молодые люди 17-21 года, которые залезают в интернет за каждым словом, не дают себе труда запоминать никакую информацию и не могут выстроить в голове иногда простейшие причинно-следственные связи. Картина действительна и печальна, а люди эти несчастны. Однако, они - прямое следствие не распространения гаджетов, упрощающих жизнь, а доведенной до абсурда всеобщей конкуренции за место под солнцем. Собственно, в том и закономерность появления самого большого количества таких молодых людей в России и США: культ богатства и успеха любой ценой просто не допускает нормального, неконкурентного общения родителей и детей, оставляя последним роль "побочного продукта". Дети растут, как полевой бурьян, пока родители заняты конкуренцией на всевозможных рынках, включая брачный и сексуальный. В России на сей ужас накладывается старинная традиция семейного старшинства, когда патриарх держит все бразды правления в своих железных руках до самой смерти. Дети в последующих 1-2 поколениях лишаются возможности и продолжения дел родителя ("Малы ишо, в батины разумения носом сопливым лезть!"), и самостоятельного поиска возможности реализации своих талантов ("Училище и чин без благословения выбирать?! Прокляну паразита, как вздумает!"), посему вырастают денежными, но несчастными неумехами. Дети рассматриваются, как конкуренты родителей, пусть и по разным причинам, и лишь иногда получают навыки самостоятельного осмысления всевозможных жизненных ситуаций. Весь запас сил расходуется на жесткую борьбу за место в социальной иерархии. Еще вариант: гиперопека матерей-одиночек, для которых ребенок превращается в объект вытеснения несбывшихся надежд и мечтаний, за чем неизбежно следует длинная череда жестоких разочарований и адаптация к взаимно исключающим требованиям в виде апатии. В обоих случаях ребенка просто некому научить анализу, логике, причинно-следственным связям и прочей научной белиберде. И мы имеем то, что имеем.
P. S. Сегодня я задал этот вопрос одной из своих самых заслуженных коллег - доктору исторических наук, профессору Ольге Владимировне Егоровой. Вместо ожидавшегося краткого монолога на 5-6 минут получилось довольно неожиданное импровизированное интервью в машине. Прошу к просмотру и сведению
И чем же именно железнодорожным компанием это мешало?
А что такое интеллектуальная деградация и как её измерить? Мне на ум приходит один критерий - средний житель России (да и мира тоже) сегодня читает и пишет больше, чем 100 и 50 лет назад.
Участники митинга 26 марта деградируют теперь в отделениях полиции. Зато на автозаках покатались. Деградация существует. Диана Шурыгина. Овуляшки. Люди, которые взрывают петарды в заднице.
Такие люди были всегда и будут)) просто сейчас с распространением коммуникационных связей мы слышим и видим это намного чаще.
А разве студенты на коммерции не повышают тем самым свой уровень? И уровень молодежи в целом. Нелогично