Andrei Vukolov
март 2017.
21959

Существует ли интеллектуальная деградация человечества?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
5
9 ответов
Поделиться

По вопросу деградации человечества, и особенно, по части связи этого процесса с гаджетами и Интернетом не высказался только ленивый. Собственно, мне ситуация более всего напоминает шум, который поднялся в США после опубликования патента на телефонную связь за авторством Александра Белла и начала публичных испытаний приемопередающих аппаратов Белла-Вадена. Вот как описывал последовавшие события журнал "Техника-молодежи":

Телефон завоевал себе признание с молниеносной быстротой. Через пять лет после появления изобретения Белла количество телефонов в Америке выросло до 30 тысяч аппаратов. Но всё же не обошлось и без жестокой борьбы. Естественно, что многие предприниматели и особенно железнодорожные компании видели в телефоне опасного конкурента и всячески препятствовали его распространению. Характерно, как встретило появление телефона духовенство. Против телефона было организовано целое религиозное движение. Баптисты причислили телефон к "изобретению дьявола". Их национальный съезд во Флоре принял резолюцию, предписывающую всем баптистам не только не пользоваться телефоном, но и требовать его удаления из своего дома. Однако вскоре баптисты сообразили, что это достижение науки можно с большой выгодой прибрать к рукам. Например, в местечке Кронфорд в Англии открылась недавно новая церковь. Построенная у автомобильной дороги, эта церковь отличается необычайным оборудованием. Фасад из стали и стекла напоминает модное кафе. Проезжающие по дороге слышат усиленный громкоговорителем голос священника: "Служба начинается через 10 минут, заходите!" Вместо деревянных скамеек, в церкви устроены вращающиеся кресла и телефон у каждого столика. Кроме того, в церкви предполагают построить купальный бассейн, дансинг, кафе и кинематограф. Вот как телефон - "трубка дьявола" — стал в ловких руках мракобесов "гласом божьим".

Телефон живого общения полностью заменить так и не смог, хотя нашлось несколько десятков оригиналов, пытавшихся заключить с его помощью браки. Ту же ситуацию можно наблюдать и сегодня: несмотря ни на какие вопли о полной деградации социальной активности, интернет-общение постепенно получает границы применимости и занимает экологическую нишу в обществе. Снижение же рождаемости и резкое повышение осторожности людей  в межполовых взаимоотношениях - прямое следствие очень мощного стрессового фактора, которым является трудоустройство, жизнь и работа в современном городе, страдающем от последствий снижения темпов мирового экономического развития. Эту особенность первыми осознали, кстати, опять в "растленной" Европе (конкретно в Голландии), проанализировав примеры США, Южной Кореи, Сингапура и Японии. Ответом стало создание очень гибкой системы разделения труда (намеренно не употребляю термин "соцзащита") в бытовых и семейных отношениях, с прямым участием государства. Плоды внедрения этой системы мы почувствуем лет через 10, а пока можем только удивляться зрелищу счастливых голландских семей с 4-5 малышами на одну оперную певицу или доктора наук.

Теперь о тех, кто вызывает наибольшее осуждение у адептов деградации. Это молодые люди 17-21 года, которые залезают в интернет за каждым словом, не дают себе труда запоминать никакую информацию и не могут выстроить в голове иногда простейшие причинно-следственные связи. Картина действительна и печальна, а люди эти несчастны. Однако, они - прямое следствие не распространения гаджетов, упрощающих жизнь, а доведенной до абсурда всеобщей конкуренции за место под солнцем. Собственно, в том и закономерность появления самого большого количества таких молодых людей в России и США: культ богатства и успеха любой ценой просто не допускает нормального,  неконкурентного общения родителей и детей, оставляя последним роль "побочного продукта". Дети растут, как полевой бурьян, пока родители заняты конкуренцией на всевозможных рынках, включая брачный и сексуальный. В России на сей ужас накладывается старинная традиция семейного старшинства, когда патриарх держит все бразды правления в своих железных руках до самой смерти. Дети в последующих 1-2 поколениях лишаются возможности и продолжения дел родителя ("Малы ишо, в батины разумения носом сопливым лезть!"), и самостоятельного поиска возможности реализации своих талантов ("Училище и чин без благословения выбирать?! Прокляну паразита, как вздумает!"), посему вырастают денежными, но несчастными неумехами. Дети рассматриваются, как конкуренты родителей, пусть и по разным причинам, и лишь иногда получают навыки самостоятельного осмысления всевозможных жизненных ситуаций. Весь запас сил расходуется на жесткую борьбу за место в социальной иерархии. Еще вариант:  гиперопека матерей-одиночек, для которых ребенок превращается в объект вытеснения несбывшихся надежд и мечтаний, за чем неизбежно следует длинная череда жестоких разочарований и адаптация к взаимно исключающим требованиям в виде апатии. В обоих случаях ребенка просто некому научить анализу, логике, причинно-следственным связям и прочей научной белиберде. И мы имеем то, что имеем.

P. S. Сегодня я задал этот вопрос одной из своих самых заслуженных коллег - доктору исторических наук, профессору Ольге Владимировне Егоровой. Вместо ожидавшегося краткого монолога на 5-6 минут получилось довольно неожиданное импровизированное интервью в машине. Прошу к просмотру и сведению

55

И чем же именно железнодорожным компанием это мешало?

0
Ответить
Прокомментировать

Считаю, что для этого предпосылок нет. Объём знаний с каждым годом расширяется во всех направлениях, как вселенная.

Деградация возможна, если рассматривать только относительную интеллектуальность, т.е. долю знаний одного индивидуума в общем объеме знаний человечества на данный период. Возможно снизилась величина, так называемой, жертвенности ради науки по сравнению с предыдущими поколениями - мало кто сейчас готов вести аскетический образ жизни, отдаваясь полностью своей умственной деятельности.

А если сравнивать абсолютные значения, то объем знаний среднего человека растет от поколения к поколению. Просто мы иногда забываем, что сравниваем знания 60-, 40- и 20-летнего, и делаем вывод, что 60-летний умнее... но был ли он таковым в 20 лет?

5
Прокомментировать

Конечно, но  не в рамках человечества в целом, а в рамках некоторых стратов, социальных групп. Простейший пример. 30 лет назад студенты имели куда как более высокий интеллектуальный уровень, мест было мало, отбор жесточайший, нынче же мест то же не много, и отбор весьма суровый, но появился институт платного обучения, и к тем студентам что пришли по отбору в ВУЗ, добавились те что прошли на коммерческой основе. Как итог - общий уровень несколько упал. В целом же человечество безусловно умнеет.

2

А разве студенты на коммерции не повышают тем самым свой уровень? И уровень молодежи в целом. Нелогично

+1
Ответить

Естественно общий уровень молодежи как то меняется, если более число представителей этой самой молодежи получило доступ до образования. Но закрытая группа студентов демонстрирует снижение своего среднего уровня, в том случае если в нее приходят те, кто еще недавно не мог преодолеть барьер, а нынче этот барьер им разрешили обойти.

-1
Ответить

  Платное обучение само по себе не служит причиной деградации, в Гарварде и MIT за обучение надо платить чуть ли не с самого их основания, что никак не отменяет того что это одни из самых лучших университетов мира. Количество желающих поступить огромное, а вылететь даже платнику оттуда очень просто. 

 Если мы говорить про Россию то проблема плохого обрзования в институтах в том что туда идут в основном чтобы откосить от армии или просто получить диплом, учат материал лишь для того чтобы не вылететь и благополучно забывают материал после окончания.

+5
Ответить
Ещё 4 комментария

Группа студентов, которая может заплатить или группа, которая не может?

0
Ответить

С появлением и развитием высоких технологий, увы, общий уровень интеллекта человечества постепенно снижается… Зачем что-то высчитывать, что-то знать, когда за тебя всё делает ИИ и интернет…

-4
Ответить
Зачем что-то высчитывать, что-то знать, когда за тебя всё делает ИИ и интернет…

Незачем, ведь это не интеллектуальный, а машинный труд.

+1
Ответить

А для того, чтобы выжить пигмею в джунглях или чукча в тундре разве интеллект не нужен? Они ведь помнят, различают, анализируют огромный массив информации. Просто она не всегда вербализована. 

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 6 ответов
Ответить