Владимиp M
март 2017.
56428

Почему бывает лень учить новую информацию и вообще нагружать мозг? Это защитный механизм? Как выучить любую информацию, ведь это же легче чем физ. нагрузки?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
39
13 ответов
Поделиться

Процесс изучения чего-то нового, как и вообще умственные нагрузки – это затрата ресурсов организма.

Если мы не можем себя заставить это делать, стоит разобраться, привычка это или защита. Чаще всего происходит так, что одно является следствием другого. Сначала мы слишком устали и не можем ничего выучить или запомнить, вместо этого мы находим какие-то занятия, не нагружающие мозг. А потом из защитной реакции это перерастает в негативную привычку, и мы уже не можем заставить себя учиться, даже если на это есть силы.

Защитная реакция возникает в результате утомления – когда у нас сбит режим, накопилась усталость, истощены ресурсы, мозг отказывается затрачивать последнюю энергию на мыслительную деятельность. В итоге снижается общая работоспособность и мы ищем менее энергозатратные занятия – интернет-серфинг, просмотр телешоу или зависание в соцсетях. Но это самообман, поскольку при этих занятиях тоже тратится энергия. Чтобы избежать такой реакции организма, важно не допускать сильного истощения и утомления, делать перерывы в умственной деятельности и переключаться между разными видами нагрузки.

Из-за чего еще возникает лень:

  • Отсутствие мотивации – мы не видим практической пользы от новых знаний, нам навязана ненужная умственная работа, мы просто хотим сдать сессию и забыть все, что проходили в этом семестре – вот мозг и не видит смысла тратить на это ресурсы. Еще мы можем испытывать трудности при изучении такого материала, который нам непонятен. Для начала необходимо привести информацию в понятный нам вид – кому-то проще воспринимать текст, кому-то – таблицы и графики, можно даже надиктовывать лекцию и потом слушать аудиозапись.
    Как этого избежать:

  • В любом случае, из-за чего бы ни возникала лень, нельзя давать ей перерастать в привычку. Чтобы избежать соблазна променять умственную работу на бесконечную прокрастинацию, необходимо держать мозг в тонусе. Ежедневные небольшие нагрузки выработают полезную привычку заниматься умственной деятельностью регулярно. В этом поможет специальная программа развития для мозга.
    Онлайн-сервис Викиум предлагает 44 когнитивных тренажера, развивающих основные познавательные функции мозга – внимание, память и мышление. Чтобы выработать полезную привычку, сервис присылает напоминания о тренировках. А сама программа развития строится на основе результатов вводного тестирования: при регистрации вы заполняете мини-анкету и проходите тестирование, которое покажет, как сейчас развит ваш мозг. Тренироваться можно бесплатно на ограниченном количестве тренажеров, а премиум-аккаунт позволит развивать мозг по максимуму и всегда быть готовым к умственным нагрузкам.

73
-36

Большинство людей проявляют лень в силу того, что они остались за бортом. Дальше идет поцесс деградации.

+1
Ответить

Большинство людей проявляют лень в силу того, что они остались за бортом

Соглашусь.

Но лично я знал такого человека и предлагал ему вполне реальные варианты того, как "подняться на борт".
Я сейчас пишу, а сам думаю, что предлагал я ему даже не просто разные варианты, а кучу вариантов.

Некоторые таким образом становятся сами себе злыми буратинами.

Для меня так вообще знаковый тот факт, что когда я сам оказывался за бортом, мне никто не предлагал никаких реальных вариантов спасения.
Я даже сам просил помочь, но мне отказывали. А разные люди ой как любят говорить: "не лезь никому помогать, пока не попросят". Вот же, просил, не помогли.

Так что все не однозначно.

0
Ответить

Вот это я понимаю нативная реклама!

0
Ответить
Прокомментировать

С одной стороны мозг похож на компьютер, с другой - на мышцы. Чем больше что-то изучаешь, тем легче тебе это дается со временем. И это касается не только самой деятельности (например, игры на конкретном музыкальном инструменте), но и характера деятельности: узнавать что - то новое или повторять старое.

Да, у нас есть естественные "ограничители" в мозгах, и они на самом деле далеки от реальных пределов наших возможностей. Если сначала новую информацию узнавать и запоминать трудно, то со временем это будет даваться легче, если постоянно тренировать себя. 

Лень иногда говорит о том, что процесс, который она мешает сделать, организован непродуктивно, нерационально и попросту не нужен.
Например, может быть лень учить длинное стихотворение, когда знаешь, что цитирование его наизусть вряд ли пригодится в жизни. Тем же, кто постоянно читает стихи со сцены, учить наизусть вовсе не лень. Когда видна цель и понятно, что без данного действия никак не обойтись, лень уступает место желанию добиться результатов.  
Или, говоря о рациональности, допустим, лень мыть окна допотопными средствами с приложением огромных усилий (содой, газетами и еще каким - то ужасом). Но достаточно купить хорошее средство для мытья стекол и хороший силиконовый "скребок" для окон, и уборка превращается в радость и занимает намного меньше времени. 

Поэтому, чтобы лень не мешала сделать какое - то дело, надо во-первых понять, для чего это дело делается, какую пользу оно принесет, а во-вторых, понять, является ли данный способ самый рациональным и продуманным.

28
-2

1.А если бы вы не знали о существовании скребка для стекол - вы бы стали относится к первому способу по другому и было бы меньше лени и почему ? 2. Что значит не продуктивно в контексте изучения чего-то нового? Языка. Науки. Мы же не знаем ничего об этом и значит нельзя оценить продуктивность даже если до этого этим же способом изучали что-то другое. Ведь где то больше информации нужно выучить, где то меньше. Например мы знаем что китайский язык сложный. И я знаю что его нужно зазубривать и это скучно и долго т.к. нет ничего знакомого, нет ассоциаций.  А было бы эффективнее если бы я не знал, что это сложно?

0
Ответить

1) Пока не знала о существовании скребка, мыла микрофиброй и хорошим средством. Но тут история длиннее: мыла окна в школе на практике, с какого-то перепуга нам сказали делать это содой, газетами и фактически это выглядело как в мультике "дорогая я подарю тебе эту звезду", только вместо кастрюли - окно.
Дело это я ненавидела и пока не устроилась на работу, где в т.ч. нужно было содержать витрины в чистоте,  вообще не мыла окна. Предпочитала не пачкать. А на работе узнала про средства, которые реально не оставляют разводов и пылинок, и чистку стекол с тех пор полюбила. С мытьем полов - так же. С появлением удобной выжимающейся швабры стала частенько мыть пол дома, с радостью и удовольствием. 
Пока не знала о хороших средствах - уборку не любила. 

Если бы легких способов помыть и убраться не было - наверное, делала бы это намного реже. Или утешала бы себя мыслью, что как в песне про козу "сейчас вот это самое с окном своим проделаю и снова ... свободна целый год" :)

2) В контексте изучения нового - продуктивно - не в смысле "сегодня выучу 10 слов а завтра 20", а в смысле, что это даст какую - то пользу.
Легче учить язык, когда понимаешь, зачем это нужно. Не абстрактное "саморазвитие", а вот конкретно - есть статья, в ней есть нужная для работы информация. Чтобы инфу добыть, нужно перевести статью. И лень уступает место заинтересованности. А потом уже вознаграждение идет типа "я - молодец". Ну и чем больше статей переводишь - тем легче становится.
Или есть возможность съездить в отпуск в какую - то интересную страну, где по-русски говорят мало. Это хорошая мотивация начать изучать азы английского.
Читать Реддит - тоже хороший способ. Там пишут намного интереснее, чем в русском интернете, и есть желание неизвестное слово поискать в словаре - чтобы понять шутку или прочитать интересную заметку.

В науке - есть мнение, что некоторые сферы люди изучают для того, чтобы найти решение своих проблем.  То есть, личная заинтересованность. Когда она есть - то и изучать что-то не лень. 

3) Было бы эффективнее, если б не знал, что китайский - сложный?
Да он не такой уж и сложный. Мой парень выучил начальный уровень по разным приложениям и общаясь с китайцами, когда работал администратором в школе китайского. Сдал экзамен на 1й уровень с отличным результатом. Говорит, ассоциации можно придумать самому, типа "этот иероглиф похож на стол, это означает то-то, а этот - на дом, означает то-то". Да и на курсах обычно рассказывают, из каких частей состоит слово, и общий смысл становится понятен. 
"Сложный" вообще субъективное понятие. Когда делаешь что-то, оно уже не так сложно, как в теории.
Ну и главное, зачем именно нужен китайский? Если чтобы вести бизнес - то лени не будет, т.к. деньги - хорошая мотивация. Может быть усталость, "достали эти закорючки" и "голова не варит". Но это проходит.  
А если цель - "производить впечатление умного человека", то будет лень, т.к. произвести его можно и другими способами.

+7
Ответить
Прокомментировать

Мозг требует большое количество энергии, и так называемая лень является своего рода  обманкой, что бы сэкономить энергию организма. Перегрузки не бывает в этих случая, это естественная функция мозга, экономить энергию, но есть и сила воли), её тоже не плохо бы развивать.Эффективность обучения зависит от постоянного исследования и применения различных инструментов на практике.

17
0

А сила воли это тот же мозг. Т.е. вопрос в том, что нужно договориться с "силой воли" и можно выучить все что выберешь? Ну например было бы здоровы выучить язык программирования или знать географию на 100%. Что мешает? Бывает же так, что нужно выучить а не хочешь даже если не устал.

+3
Ответить
Прокомментировать

По - моему все очевидно. Вы просто не считаете то, что вы сейчас делаете полезным и значимым для вас. А организм сам регулирует силы которые вы потратите на ненужное вам дело. Вспомните когда вы последнее время ленились спать, есть или играть в любимый компьютер. На работе у вас DEadline надо срочно все сделать... и что же .. лень действительно пропадает, если нет то работа эта вам не интересна и скучна. 

На счет выучивания ЛЮБОЙ информации.

Проблема в том что любая информация вам как раз и не нужна. Вы знаете как писать и читать - вот действительно нужная информация для человека живущего в городах, деревнях. 

Если бы вы были аборигеном то и вышесказанная информация вам была бы скучна и, наверное, вы бы ее не запоминали. Зато ясно знали как убить тигра и какие ягоды можно есть.

4
0

Если бы вы были аборигеном

Аборигены — это коренное население (коренные жители).

0
Ответить
Прокомментировать

По сути своей, мозг - это компьютер. При перегрузке он начинает давать некоторые сбои в нервной системе. Но, как правило, при правильном подходе к обучению ничего серьезного происходить не может. Эффективность зависит от твоей заинтересованности в изучаемом материале. Например, кто-то​ читает литературу и запоминает, кому-то легче усвоить материал через схемы и рисунки, некоторые используют ассоциации. Методов таких бесчисленное множество, но, как говорится, не попробуешь - не узнаешь.

3
0

Да, а заинтересованность от чего зависит? Понятно же что знать английский или историю России нужно и полезно, но лень  это учить и оно как бы нужно, но не обязательно. Как же заставить себя что-то выучить без негативного отношения к процессу ? Мне это почему то кажется возможным потому, что это не вагоны разгружать и не марафон на 40км - это полезно во всех смыслах, и не должно быть трудно, но мы так не делаем. Почему?

0
Ответить

Это зависит от внутренней установки, в школе мы привыкаем к тому, что обучение - нудно и скучно. Надо просто найти интересный для себя способ обучения. Сложно говорить о взрослых людях, но на своем опыте обучения детей могу сказать что путем проб и ошибок можно найти этот самый идеальный способ для обучения. Например, некоторые дети начинали учить английский только после того, как в их компьютерных играх появлялись непонятные фразы на этом языке, с какими-то детьми мы смотрели фильмы на английском. Но уверяю Вас, тупым зубрежом никто ничего не выучит

+3
Ответить

А можно ли включить эту заинтересованность? Просто взять и переубедить себя или другого (ученика), что вот фильмы на английском это интересно и хороший способ выучить ? Почему для другого это не интересно? Т.е. в чем именно отличие способов, которые цепляют и не цепляют ? Получается, что уже есть какие-то ассоциации - положительные или отрицательные, в отношении способа обучения ? Если да, то можно ли вызвав положительные эмоции у того или иного способа сделать его эффективным ? Это будет работать в отношении самого себя? Я просто не вижу фактической разницы между кино и книгой - понятно что разные органы  чувств работают, но какая разница - нравится или нет если знаешь что нужно выучить? Т.е. как выключить скуку и просто воспринимать информацию ?

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 8 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью