Ответить
Рустам Юлбарисов
20 марта 14:31.
841
Может ли учитель рассказывать о политике в школе?
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
6 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Учитель может рассказывать в школе все что угодно. Он может быть учителем истории, литературы, экономической географии. Безусловно, он имеет право излагать взгляды, как и любой человек. Ничего незаконного нет в этой ситуации. Другое дело – что сейчас есть разноголосица, в том числе о революции – для одних это великое событие, для других – катастрофа, и в этой ситуации учителю трудно определяться, потому что он тоже живой человек. 

Это действительно сложное явление, от которого никуда не уйдешь, и от учителя должно зависеть умение наладить с ребенком диалог. А вызывать полицию в этой ситуации не имеет никакого смысла – это страх, бескультурье и непонимание психологии подростков, которые всегда живут по принципу «запретный плод сладок». Здесь не надо бояться вопросов, нужно вступать в полемику с детьми, другой вопрос – чтобы полемика была аргументирована. 

Научное сообщество тоже не договаривается. Если вы возьмете тот же сюжет с 1917 годом – у всех будет своя позиция, одни будут винить в этом заговор, другие закономерность, третьи – конспирологию. Идут войны памяти, и это войны не за прошлое, а за настоящее и будушее, потому что на самом деле подспудно идет обсуждение о будущих моделях развития России, и от этого никуда не деться. 

Какая должна быть позиция учителя? На это прекрасно ответил поэт Булат Окуджава: «Святая наука – расслышать друг друга». Нужно научить детей слушать и аргументированно спорить, не уйти нам от острых вопросов. Культуру полемики должны воспитывать и телевидение, и радио. Но этого, к сожалению, не присходит. Еще давно, в 1916 году вышла книжка замечательного русского педагога и священника «Искусство спора». Там он дает типы и виды спора, где высший тип спора – когда люди ищут истину, и есть низшие типы спора – опрокинуть оппонента, оскорбить его. И вот такого рода споры люди видят сегодня по телевидению, и это большая беда. 

Учитель перестал сейчас быть единственным источником информации. И во всем мире существуют так называемые перевернутые уроки – когда ученики получают документы и вступают в дискуссию, а учитель выступает в роли модератора, и следит за тем, чтобы никто не переходил на личности, чтобы аргументы были не эмоциональные, а содержательные, и вот тогда возникает огромный интерес к урокам. 

Очень важно создавать площадки, где тренируются споры. Славянофилы и западник были всегда, но трудно представить себе, чтобы Хомяков искал компромат на Грановского. 

Главная задача – повышение уровня культуры и квалификации самих педагогов. А если подростки будут понимать, что мы думаем одно, говорим другое, делаем третье, кроме цинизма и фальши это ничего не родит. Для меня, как для педагога, произошедшее в Брянске как минимум странно. 

В законе об образовании четко написано, что педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических или иных убеждений либо отказу от них.

Соответственно, если учитель будет говорить про политику, на пример, Франции 19 века - это одно, а вот если он будет расхваливать Единую Россию и наше светлое будущее при 4 сроке Путина - это совсем другое.

У меня был офигительный учитель истории, который говорил "те воспринимают произошедшие события так, эти - эдак. А что я сам думаю - я не скажу, это не профессионально".

Ума не приложу, почему бы остальным учителям не вести себя так же.

показать ещё 3 ответа