Марина Г
март 2017.
25322

Как отличается радикальный и интерсекциональный феминизм?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

Радикальный феминизм — дитя второй волны феминизма. Главная идея радикального феминизма заключается в том, что тотальная система угнетения женщин, патриархат, существует на протяжении всей обозримой истории и в любом человеческом обществе. Эта система угнетения предшествует всем прочим культурным, классовым, социальным и экономическим формам, и пронизывает их на всём их протяжении. Власть мужчин над женщинами первичнее, чем власть господина над рабом, белого над чёрным или капиталиста над пролетарием. Радикальный феминизм занимается тем, что вскрывает механизмы угнетения женщины во всех сферах её жизни, от сексуальной до экономической, и призывает к радикальному переустройству общества, отказу от стандартных гендерных ролей (вплоть до полного уничтожения гендера — совокупности социальных норм и ожиданий, предписываемых человеку на основе пола) и освобождению человечества от патриархата.

Интерсекциональный феминизм — так сказать, типичный феминизм третьей волны — вырастает из критики радфемовского «универсального женского опыта». Интерсекционализм говорит, что нет никакого универсального опыта угнетённости у всех женщин мира, потому что кроме сексизма существует множество форм угнетения — расизм, классовое неравенство, эйблизм, гетеросексизм, трансфобия и так далее — и эти формы накладываются друг на друга сложным образом, так что каждый человек, в зависимости от своей судьбы, происхождения и окружения, обладает своеобразным набором «угнетённостей» и «привилегий»: к примеру, здоровая белая цисгендерная женщина из семьи с приличным достатком угнетена как женщина, но ей незнаком ни расизм, ни трансфобия, ни бедность и дискриминация на её основе, то есть она, будучи угнетённой по одним «параметрам» (пол), обладает привилегиями по другим (гендерная идентичность, цвет кожи, класс). Соответственно, интерсекциональный феминизм призывает в борьбе за равноправие учитывать все формы дискриминации и их сложное взаимодействие.

Довольно чёткая граница между радикальным и интерсекциональным феминизмом проходит по отношению к трансгендерности. Большая часть радикальных феминисток не принимает транслюдей (особенно MtF, то есть биологических мужчин, идентифицирующих себя в качестве женщин), считая их, так сказать, реакционным элементом, старающимся на себя примерить самые стереотипные рамки противоположного гендера, тогда как гендер нужно уничтожать, — и полагая, что трансгендерные женщины — не женщины вовсе (потому что женщинами не родились и не имели опыта женской социализации), а чуть ли не переодетые мужчины — агенты патриархата. Интерсекционализм, напротив, сближается с квир-теорией и встаёт на защиту многообразия гендерных идетичностей, выпадающих из стереотипных рамок, поскольку эти люди подвергаются специфическим формам дискриминации (таким как трансфобия).

32
-2
Прокомментировать

Как отличается радикальный и интерсекциональный феминизм?

В основном уже ответили выше. Но в некоторых вопросах могу не согласиться или дополнить.

Интерсекциональный феминизм находится между радикальным и социалистическим феминизмом. Радикальный феминизм считает первичным патриархальное угнетение, а социалистический феминизм - классовое угнетение. Интерсекциональный феминизм считает все виды угнетения примерно равнозначными, как и некоторые направления анархизма. Радикальный феминизм вовсе не обязательно враждебно относится к интерсекциональному феминизму, как это типично для российского так называемого "радфем", далекого от мейнстрима международного радикального феминизма.

Радикальный феминизм крайне неоднороден. Второй его типичной чертой, кроме признания первичности патриархата, является критика гендерного неравенства в культуре и личных отношениях. Во многих случаях наибольшее внимание уделяется этому, а не политическим и экономическим вопросам. Отсюда аполитичность некоторых его направлений. Многие направления радикального феминизма ориентированы не на общественную активность, а на рост самосознания в небольших чисто женских организациях. Большинство направлений радикального феминизма поддерживают сепаратные женские организации, хотя в последнее время в мире, но не в России, сепаратные тенденции ослабевают.

Интерсекциональный феминизм может подвергаться критике со стороны радикального феминизма за отказ признать первичность патриархального угнетения и недостаточное внимание с его точки зрения к вопросу прав именно женщин. С точки зрения социалистического феминизма интерсекциональный феминизм может критиковаться за отрицание первичности классового угнетения. Интерсекциональный феминизм считает примерно равнозначными привилегии представителей бизнеса и власти и "белого гетеросексуального мужчины из рабочего класса", а с точки зрения социалистического феминизма необходима солидарность всех угнетенных групп в борьбе за свои права, а не отказ от привилегий.

Радикальный феминизм не следует отождествлять с трансэксклюзивным радикальным феминизмом, к которому частично восходит российский "радфем". Кроме двух указанных выше взаимоисключающих утверждений о том, что гендер только социальный конструкт, что формально верно, и что гендер якобы невозможно изменить, для него типично и третье утверждение, противоречащее двум предыдущим. Они настаивают на обязательных операциях по перемене пола, связывая сексуальное насилие с формой мужских гениталий. В реальности и в отношении к транссексуальности и трансгендерности радикальный феминизм также неоднороден.

6
-2
Прокомментировать

Радикальный борется за права женщин, женщин и ещё раз женщин.

Интерсекциональный борется за права женщин, лесбиянок (женщин), геев (мужчин), транссексуалов  (мужчин и женщин), инвалидов (мужчин и женщин), мигрантов (мужчин и женщин) и т.д.

9
-6
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью