Данил Попов
7 июля 15:04.
635

Почему монотеизм одержал победу над политеизмом?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
8 ответов
Поделиться

Это несколько устаревшее представление. Термины, заканчивающиеся на -теизм были, в большинстве своём, введены в XIX веке для описания различных религиозных систем. Их много: пантеизм, панэнтеизм, генотеизм, супремотеизм и другие. На самом деле они не слишком-то помогают понять суть произошедших некогда изменений. К такой концепции как Бог, не являющейся единственным числом от "боги" пришли постепенно ещё в Древнем Египте, где Богом с большой буквы стал Амун (имя переводится как "тайный", "скрытый", отсюда же иудейская доктрина "Бог сокровенный" и христианское откровение). Но сначала Амун возвысился над остальными богами. Похожий процесс произошёл и в шумеро-аккадском царстве, где Мардук возвысился над остальными богами. Хотя те, кого мы называем богами в этих религиях, могли считаться "священными предками", а не богами. В общем, это не победа одной системы над другой, а развитие системы религиозных концептов. Искать в этом какие-то политические выгоды, на мой взгляд, не стоит, слишком притянуто за уши.

9
Прокомментировать

Скорее инкорпорировал, чем победил, но сначала о причинах:

Монотеизм - удобная идея для установления централизованного государства. Единый религиозный центр, монополия на Божественное, снижают споры внутри общества по поводу правильности пути. Обратная сторона - при монотеизме логично утверждать, что все другие божества - это демоны, миф, выдумка, то есть десакрализировать их.

Посмотрите историю и убедитесь в этом: победа монотеизма-христианства в Византии произошла в эпоху падения Западной Римской империи - урок был выучен.

Победа исламского монотеизма - время объединения арабских племён. И так далее.

Второй момент, про инкорпорацию. За редким исключением радикального ислама, большинство монотеистических религий предполагает наличие других персонажей: святых, праведников, которые выполняют функции второстепенных богов древности. Отвечают за отдельные сферы и помогают в делах.

6

> Победа исламского монотеизма - время объединения арабских племён. И так далее.

Магометанская идеология распространялась главным образом насильственным путем (завоевателем).  Лишь немногих друзей и родственников удалось Мухаммеду сделать своими последователями за годы проповедей. Все изменилось с установлением теократического государства в городе Медина. Там он становится военным диктатором, главой тоталитарного государства. Он становится очень богатым, очень влиятельным и очень нетерпимым.

> радикального ислама

Не существует умеренного и радикального Корана/Мухаммеда/Сунны

По каким признакам можно отличить радикальный Ислам от нерадикального?

> святые и праведники

"Святые" и праведники обожествляются только в каких-то крайних сектах. А вот всякие ангелы, джинны, гурии - да, это признаки политестические

0
Ответить
Прокомментировать

Историю развития религии подробно рассматривает Юваль Ной Харрари в своей книге "Сапиенс. Краткая история человечества". Не припомню, чтобы он четко и однозначно давал ответ на вопрос, заданный вами. Однако если обобщить аргументы, я бы сделал следующий вывод. Монотеистические религии отлично решают вопрос порядка: то есть заявляют, что устройство мира однозначно определяется мудрым создателем. Это порождает многие проблемы в головах простых верующих: к примеру, проблему существования зла. Однако именно проблема порядка есть самое главное для тех, кто в конечном счете решает, какая религия станет официальной, - то есть правителей. И концепция, в которой существующий политический строй проистекает не из людских измышлений, а из божьей воли, выгодна правителям для поддержания лояльности их народов.

Виктор Уманскийотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
Прокомментировать
Читать ещё 5 ответов
Ответить