Андрей Глинка
март 2017.
4962

В чём особенность творчества Татьяны Толстой? Почему её произведения дают для анализа даже на школьных олимпиадах, в отличие от других писателей современности?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
6
3 ответа
Поделиться

Честно говоря, хорошего писателя не определяют ни образование, которого, к примеру, не было у Фолкнера, ни дворянское происхождение или родственники-писатели в генеалогическом древе. Но если под вопросом «феномена» вас интересует только частотность появления текстов Толстой на олимпиадах, то, на мой взгляд, дело тут вот в чём:

  1. у школьных олимпиад вполне определённая аудитория и «правила игры». Здесь сложно будет использовать фрагменты из Пелевина про баблос и прочее употребление мухоморов; то же касается Прилепина с описанием войны, курением и смертью, а про Сашу Соколова вообще не стоит упоминать. Толстая часто пишет реалистичную прозу, про быт, про школу, про отношения между людьми, и эти истории, герои и конфликты — интересны, нетривиальны, а что главное — там не к чему подкопаться Министерству образования.

  2. в олимпиадах по литературе, как и в олимпиадах по математике, в сущности, решают задачи. Анализируют тексты, разбирают явления в контексте времени, препарируют авторские приёмы и так далее. У Толстой прекрасный литературный язык, богатый метафорами и вот этими всеми выразительными средствами речи, которые надо найти в тексте и подсчитать; в отличии от своих современников, в её произведениях описательность преобладает над диалогичностью и действием.

  3. важно также учитывать, что её публичность несколько выше, чем у того же Алексея Иванова, Леонида Юзефовича, Евгения Водолазкина и прочих, прочих, так что нельзя сбрасывать со счетов то, что, возможно, составители олимпиад не хотели лишний раз заморачиваться. 

Но, честно говоря, школьные олимпиады давно в прошлом, а статистику довольно сложно собрать, так что, быть может, Толстая и не в топе.

4
0
Прокомментировать

Мне кажется, что дело в форме. Ее рассказы переполнены образами и имеют кольцевую композицию, подходящую для анализа. Кроме того, ее рассказы можно назвать мета-физическими, те система образов построена так, чтобы читатель мог понять через нее героя, его "внутренности".

11
-12
Прокомментировать

Её феномен был описан ещё Иваном Андреевичем Крыловым в басне "Кукушка и Петух". "За что же не боясь греха, кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку..." Татьяна, не успев родиться, уже была зачислена в писательскую "богему", происхождение обязывает. Да и сын - дизайнер всея рунета, знает маркетинг на отлично. Сочувствую участникам олимпиад. Хотя, может кто-то и увлекается данным автором, мир уже не такой, как прежде. Не осуждаю.

7
-11
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью