Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что меняет согласие Елизаветы II на Brexit?

ОбществоПолитология+4
Рустам Юлбарисов
  · 28,3 K
Предприниматель, основатель TheQuestion.ru, журналист, BA Sociology, мама троих сыновей  · 16 мар 2017  ·
toniasamsonova

Формально королевское согласие не меняет ничего. Королева не может не дать согласие на билль, который приняли депутаты. Чтобы закон стал законом, за него должно проголосовать большинство в Палате общин британского парламента. После этого билль отправится в Палату лордов, но лорды сегодня не в том положении, чтобы принятый избранными депутатами билль отклонить. Как только обе палаты парламента проголосовали за билль – дело сделано. Но принятый документ еще не стал законом. Он должен отправиться к королеве, чтобы она дала свое королевское согласие, и только тогда закон вступит в действие. На сайте британского парламента вы можете прочитать о том, что такое королевское согласие (Royal Assent). 

Но согласие королевы на Brexit – все-таки историческое событие и важное для британской политики, в которой королева, как мы знаем, не участвует. В конце декабря премьер-министр Великобритании Тереза Мей пообещала стране, что до конца марта запустит процедуру выхода страны из Евросоюза. Обещание показалось возмутительным, ведь существенная часть граждан вообще считала, что результаты референдума могут носить только рекомендательный характер. Многим казалось, что раз парламент страны принимал решение о вхождении страны в состав Евросоюза, то только парламент может решить, может ли Великобритания выйти из ЕС. Возмущала самонадеянность Мей: еще совершенно непонятно, как такое решение должно быть оформлено процедурно, а она уже говорит, когда будут результаты. Политические комментаторы писали в декабре, что может уйти год только на то, чтобы обсудить, кто имеет право уведомить Евросоюз о том, что Британия уходит. На Мей подали иск в Верховный суд, отказали ей в праве принимать решения самостоятельно, заставили ее посоветоваться с парламентом. Она посоветовалась и составила билль о «Брекзите» из нескольких строк: дать право Терезе Мей объявить Брюсселю о том, что Великобритания уходит из ЕС. Депутаты снова были возмущены наглостью, но делать нечего, да и обсуждать в таком коротком документе нечего – повозмущались, но проголосовали. 

У желающих сорвать планы брекзитеров оставалась еще маленькая надежда на Палату лордов. Вдруг Лорды возьмут и не одобрят Билль? Теоретически они могли бы это сделать, но у лордов слишком слабый политический вес. В палате сидят люди, которых никто не выбирал, с какой стати они могут принимать решения, противоречащие мнению большинства? В Великобритании регулярно проходят опросы общественного мнения, и есть немалое количество людей, которые считают, что Палату Лордов давно пора упразднить. Если бы лорды пошли против воли Палаты Общин, лордов бы с большой вероятностью не стало. Британские лорды решили не быть лордами-камикадзе и подписали билль. 

Билль передали королеве. Могла бы она его не подписать? Вероятно, но тогда бы Великобритания стала республикой. Хотя думаю, были и другие причины, сдерживающие Елизавету Вторую от такого шага. Королева Великобритании не вмешивалась, даже когда страна проводила шотландский референдум. Она бы удержалась и от вмешательства в дела о референдуме о выходе из состава ЕС. Королева должна быть королевой для всех, и поэтому она выше политики. Смотрите сериал TheCrown.

Тереза Мей пообещала, что успеет провести все необходимые процедуры, чтобы выйти из состава ЕС до конца марта 2017 года, сделала невозможное, но успела. Сегодня Елизавета Вторая подтвердила и зафиксировала победу Мэй над британской политической системой.