Есть ли вероятность, что однажды культура и искусство иссякнут и ничего качественно нового человек уже не сможет придумать?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
18
5 ответов
Поделиться

Пока существует человечество, будут также существовать «культура и искусство». При этом я имею в виду, что пока есть культура, вместе с ней — наряду с искусством (литературой, музыкой, танцем, театром, изобразительным искусством и т.д.) — будут существовать философия, наука и техника.

Почему? Культура «в широком смысле» является абсолютной предпосылкой для любой формы жизни — в природе, в животном мире и для человека. (В флоре и фауне присутствуют особые формы выживания, которые я бы также причислил к культуре несмотря на их радикальное отличие от «культуры человечества»: человеческая культура замкнута в себе и неразрывно связана с ее фиксацией путем передачи от поколения к поколению.)

Культура «в узком смысле» способствует зарождению жизни, ее сохранению и защите. Защита жизни или выживания предполагает постоянный процесс инноваций — вне зависимости от их качества. Нельзя сказать точно, насколько высок творческий потенциал человека. Однако очевидно, что любая форма творчества, с одной стороны, является предпосылкой для выживания, а с другой стороны — для уничтожения жизни. То есть, она также может привести к полному самоуничтожению человечества.

Таким образом, культура может существовать только до тех пор, пока существует жизнь.

18
-1
Прокомментировать

Хоронить культуру и искусство стали очень давно. Вообще в самом желании похоронить такие крупные абстрактные понятия наблюдается специфическое желание стать последним свидетелем "Золотого века", что, согласитесь, немного льстит человеческому Эго.

Можно, разумеется, начать отвечать на вопрос, начиная рассуждения о феномене декаданса в эпоху позднего Рима, когда такие опасения уже высказывались, но я бы советовал обратиться к Новому времени. В XIX веке культуру и искусство хоронил философ Николай Данилевский, усматривавший в распространении западно-европейского представления о жизни смерть культурного разнообразия. По своему похороны культуры и искусства продолжали немецкие философы Освальд Шпенглер и Мартин Хайдеггер. XX столетие вообще развивалось весьма специфично - появление авангарда рассматривали и как знак того, что именно сейчас и будет твориться подлинная культура, и как знак того, что культура на этом и закончится. Постмодернизм хотел закрыть тему смерти культуры и искусства, но ему это сделать не удалось. Люди всё равно выражают опасения, что, либо уже ничего нет, либо скоро уже ничего не будет.

Мы привыкли мыслить культуру и искусство сквозь призму понятия "новое", хотя такая одержимость новизной была не всегда. Появилась она, как это несложно догадаться, именно в Новое время. Сейчас, когда мы устали от этого Нового времени, сказавшего нам, что окружающую действительность можно и нужно менять, что нет никакого Божественного провидения и других форм метафизической предопределённости, нам хочется закончить эту славную эпоху экспериментов. Эксперименты были разные. Были эксперименты научные, были и социальные. Были разные открытия в результате этих экспериментов: были законы физики, географические открытия и теория эволюции, но были также и такие вещи, как ГУЛАГ и Освенцим.

Вероятность есть, как и вероятность того, что когда-то нас уже не будет волновать этот вопрос, а в в понятия культуры и искусства мы будем вкладывать какой-то иной смысл. Пока мы зависим от категории "нового", то, разумеется, вопрос так и останется открытым. К сожалению, эти похороны культуры и искусства уже очень сильно протяжены во времени и очень фундаментально сами стали тканью социокультурного мира, так что вполне возможно, что культурное пространство будет развиваться дальше через механизм собственных же похорон.

7
-1

Не уловила мысль о "были географические открытия..., а были и ГУЛАГ...", вы имеете в виду, что эпоха "Нового времени" со своим современным искусством и его специфическими особенностями началась во времена СССР?

0
Ответить

В широком смысле Новое время - это и эпоха географических открытий, и эпоха СССР, словом где-то с XV века до наших дней. До Нового времени не было культа нового, не было такого маниакального желания постоянно получать что-то новое - открывать новые материки и строить коммунизм средствами государственного насилия. Сейчас мы понимаем, что сама идея новизны зашла в тупик. Лучше всего это чувствуется в современном искусстве, ведь не зря же возникает страх, что ничего нового уже не изобрести. 

0
Ответить
Прокомментировать

Как говорит мой преподаватель по литературе в универе: за последние 30 лет ( в области литературы) не было создано ничего качественного и стоящего.

Это и его мнение и многих литературоведов.

Посмотреть хотя бы на последнюю нобелевскую премию по литературе — Ее получил Боб Дилан «за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции».

3
0
Прокомментировать

Здесь задано два вопроса. Вероятность того, что культура и искусство иссякнут, крайне низка, так как они развиваются и благодаря поддержке и вопреки запретам. Что касается ситуации, при которой человечество уже не сможет продуцировать ничего нового, она возможна, но условием для этого должен стать какой-то процесс, приводящий к необратимой деградации всех без исключения людей (ухудшающий отбор)

2
0
Прокомментировать

Что до цикличности любого процесса, то это всеобщий философский закон "отрицания отрицания" - развитие по спирали, где каждый новый виток отличается от предыдущего новым взглядом, новым пониманием, новым аспектом. Мир-то остается тем же самым, но с точностью до тех изменений, которые вносит в него человек. И эти изменения, отражая человеческую личность, творят новую культуру, новые взаимоотношения человека с миром. На следующем этапе они сотворят иные качества самого человека.

Такова культура, таково искусство, такова наука.

3
-23
Прокомментировать
Ответить