Тоня Самсонова
март 2017.
2010

Были ли в советском автопроме машины, которые целиком сделаны, придуманы в СССР, а не куплены в других странах?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться

Большинство советских автомобилей были советскими же разработками. Собственно, массовых исключений не так и много:

  • Москвич-400/401 - автомобиль, созданный совместно инженерами из СССР и Германии после войны на основе немецкого Opel Kadett 1938 года. Использовались оригинальные немецкие чертежи и образцы, некоторые узлы были созданы заново.
  • ВАЗ-2101 - специальная версия Fiat-124 для климатических и дорожных условий СССР, разработанная в Италии в соответствии с договором между Fiat и Внешторгом.
  • ГАЗ-А - лицензионная версия Ford Model A.
  • В отдельных случаях советский автопром не мог самостоятельно производить необходимые узлы и покупал на них лицензию - например, тормозная система для Москвич-2140 и ГАЗ-3102 создана фирмой Girling.

До войны также не было редкостью, когда советские инженеры воспроизводили отдельные западные автомобили или их решения - к примеру, по указанию свыше дизайн ЗИС-110 был позаимствован у автомобиля Packard (при этом не было ни одной взаимозаменяемой детали - всё пришлось спроектировать заново), а кузов несостоявшегося советского "народного автомобиля" КИМ-10 был выполнен американской фирмой Budd по мотивам Ford Prefect, что было прямо оговорено в постановлении Совнаркома и техническом задании.

После войны процент оригинальных конструкций в отечественных автомобилях резко возрос. К примеру, были с нуля спроектированы второе и третье поколения "Москвичей", появились в том числе и такие массовые, производящиеся до сих пор (!) модели, как ульяновские "буханки", "Нива" и т.д.

Среди дилетантов широко распространено мнение о том, что СССР массово копировал западные автомобили без всякого спросу. В действительности это не так - не считая случаев, когда закупалась лицензия, советские инженеры просто следовали мировым стилистическим тенденциям, иногда "подглядывая" отдельные решения, а моду в автодизайне, как известно, тогда задавали США и Западная Европа. "Подсматривали" некоторые дизайнерские элементы друг у друга и западные фирмы, но это никогда не считалось чем-то зазорным.

Прямого копирования "1 в 1" не допускали ни советские, ни западные автопроизводители, хотя бы потому, что это бессмысленно - скопировать агрегат автомобиля или элемент дизайна является крайне сложной задачей, ведь условия производства, технологические возможности, требуемые под конкретную модель характеристики узла всегда различаются. Кроме этого, это неизбежно повлекло бы проблемы с экспортом автомобилей из-за судебных исков, а поставки машин за границу (в том числе и в страны Запада) всегда были важны для СССР, поскольку это приносило валюту.

Таким образом, мнение о "нелегальном копировании", основанное на внешнем сходстве некоторых автомобилей - верный признак, что человек не разбирается ни в истории советского автотранспорта, ни в особенностях проектирования техники в целом. При этом нельзя не признать, что советская конструкторская школа по части легковых автомобилей, как правило, отставала от западной - именно поэтому наиболее массовым и удачным легковым советским автомобилем стал лицензионный итальянский Fiat.

30
0

Уважаемый коменданте, пожалуйста, представьтесь своим настоящим именем и предоставьте свое изображение. Вы отлично отвечаете, мне будет чертовски обидно вас банить. 

На TheQuestion принято общаться с настоящими именами.

0
Ответить

Пропустили: ЗАЗ-965, Москвич-2141, ВАЗ-1111...

0
Ответить

"А УАЗ на какой зарубежный автомобиль похож?" Willys MB

-2
Ответить
Ещё 2 комментария

Борис, не знаю, в каком месте УАЗ похож на Виллис, но это ладно. С ГАЗ-67 может путаете. ЗАЗ-965 был разработан в Москве как Москвич-444. Полностью наша разработка. М-2141. За основу взята Симка-1307.  Тем не менее, Москвич абсолютно другой. Что говорить про Оку даже не знаю. 

+2
Ответить

Ксении: к сожалению, у меня нет другого никнейма для общения в интернете, а те буквы, что у меня в паспортах написаны, светить не считаю нужным. Более того, именно под этим ником я уже лет пять администрирую группу, которая сегодня является героем рубрики "Паблик дня", и ранее это не вызывало никаких вопросов. Если в ваших правилах нет исключений, я без вопросов прекращу пользоваться вашим сайтом, и на этом маленькое противоречие между моим ником и вашими требованиями будет исчерпано :)

+6
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью