НДС нужен для того же, для чего и большинство налогов — для финансирования публичной власти.
Прелести НДС заключаются в :
— максимально широкой базе налогообложения (по умолчанию все операции по поставке, по оказанию услуг и выполнению работ входят в объект обложения НДС, а в некоторых правопорядках — и указанные операции, выполненные предприятием для собственных нужд);
— простоте администрирования (у каждого предприятия есть поставщики, то есть те, кто предъявляет ему НДС, и клиенты, то есть те, кому оно предъявляет НДС. Предъявление осуществляется путем создания и передачи документа, именуемого в разных правопорядках по-разному invoice, facture, счет-фактура (слово мужского рода). Таким образом, у налогового органа есть возможность без особых хлопот проконтролировать либого плательщика НДС);
— высокой нейтральности налога (он вносит мало искажений в принятие налогоплательщиками экономических, инвестиционных и управленческих решений),
— НДС обеспечивает низкую волатильность налоговых поступлений (что делает НДС достаточно предсказуемым налогом).
Также долгое время считалось (считается?), что НДС — проэкспортный налог, поскольку, с одной стороны, экспортные операции от него освобождены, с другой, экспортер имеет право на возмещение налогового кредита (в терминологии НК РФ — налогового вычета, то есть сумм налога, предъявленных ему его поставщиками). Тем не менее, есть работы, например, Пола Кругмана, где показывается, что это не так.
В развитых странах НДС может обеспечивать до 60-80% бюджетных поступлений. Однако не во всех экономически развитых странах этот налог существует. Яркий пример — США. Этот налог там вводился только на уровне штата, и то только в одном — в Массачусетсе, но был отменен в начале двухтысячных. В 2010 году Барак Обама заявил, что открыт к обсуждению введения НДС на федеральном уровне, но дальше дело не пошло. На федеральной уровне ввести такой налог в США практически невозможно по политическим причинам.