Почему у древних египтян боги были с головами животных?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
5
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Это зоолатрия, или теротеизм - первобытная форма религии, выражавшаяся в почитании священных животных и тесно связанная с тотемизмом. Распространена в Индии (почитание коровы, гавиала, обезьяны), Африке (леопард), отдельные её пережитки проявлялись в животных атрибутах богов у древних греков (орёл у Зевса, лань у Артемиды и др.). Однако в Древнем Египте данный культ имел свои особенности.

Считается,что древние египтяне почитали животных за их мощь и силу, которые вызывали у человека ужас перед явлениями и предметами природы, недоступными их пониманию, и которые они считали проявлением могущественных божественных сил. Кроме того, они видели сходство в поведении животного и человека. 

Культ животных берёт начало от додинастического тотемизма - территория Др. Египта была разделена на области (номы), и у каждого нома было своё божество в форме материального фетиша, но чаще всего - в виде животного. Номы и города были очень тесно связаны  со своими богами-животными - настолько, что греки даже давали им названия этих животных: Крокодилополь, Гиераконполь, Ликополоис, Леонтополис. Однако культ животных - это не то же, что и тотемизм. Тотему не поклоняются, он  "родственник" племени или клана, а обожествлённым животным молятся, и в ряде случаев они являются родственниками фараонов. Наиболее распространёнными были культы быка, ибиса, сокола, коршуна, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея.

Таким образом,  если сначала древние египтяне поклонялись живым животным и их изображениям, то постепенно с изменением общественных отношений  божества приобрели антропоморфный облик с частью(частями) тела животного, чаще всего - с головой. 

  1. Амат - богиня возмездия, совмещавшая черты крокодила, льва и гиппопотама;

  2. Анубис (Инпу)- божество с головой шакала;

  3. Баст (Бастет) - богиня, изображавшаяся в виде кошки либо женщины с головой кошки;

  4. Монту - бог г. Ермонта, изображался нередко с головой кобчика (птица рода соколов);

  5. Ра - бог солнца, верховное божество, изображавшееся с головой сокола на теле человека, солнечным диском и змеёй урея на голове;

  6. Себек - бог воды и разлива Нила, изображался с головой крокодила;

  7. Сет - бог хаоса, ярости, войн и разрушения; иногда изображался с головой осла или трубкозуба;

  8. Сехмет - богиня-покровительница Мемфиса, женщина с головой львицы;

  9. Тот - бог мудрости и знаний, покровитель библиотек; изображение - мужчина с головой ибиса;

  10. Хнум - бог-гончар, изображался с головой барана.

И ещё многие другие, которых я не назвала. Ниже ссылки на литературу. Я не специалист-египтолог, поэтому буду рада, если меня поправят.

sr.artap.ru

www.legendami.ru

middleeast.org.ua

annales.info

www.rodon.org

32
-1

написали бы честно, что никто понятия не имеет, почему такие образы появились. Можно проследить их историю и распространение, но не более того.

0
Ответить

Эм, как раз-таки совершенно понятно, почему они появились: у жителей номов были свои "тотемы" грубо говоря, которым они поклонялись. Причины поклонения две: географические и социально-экономические. Например: быков  использовали для вспашки земли, поэтому их считали символом плодородия и, естественно, почитали. Соколу поклонялись в связи с представлением о солнечном диске как правом глазе бога Хора. Про крокодилов думали, что они могут повелевать разливами Нила. Кошек (думаю, вы в курсе) обожествляли, так как они истребляли врагов урожая - грызунов и змей, и так далее, и так далее, можно долго продолжать.

О преобразовании образов животных в полулюдей и антропоморфизме можете прочитать здесь ru.wikipedia.org и здесь ru.wikipedia.org.

+3
Ответить

я не хочу начинать спор, но то что вы говрите, это жуткий детерминизм на уровне натуралистических школ в этнографии 19-го века, с тех пор все уже давно признали, что мы не понимаем почему люди прошлого думали и делали так или иначе, мы можем только констатировать и собирать факты.

все остальное — лишь наша фантазия

0
Ответить
Ещё 2 комментария

У меня также нет желания с вами спорить, я уважаю ваше мнение. Опиралась я преимущественно на книги из этого списка: postnauka.ru, и в каждой этот старомодный детерминизм. Тут я с вами согласна. Но мне не удалось найти другой взгляд на происхождение этих образов, пришлось опираться на то, что есть.

0
Ответить

А лобызание мощей менее первобытное?

-1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью