Pavel Levi
март 2017.
14083

Какова была гражданская позиция Маяковского?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
3 ответа
Поделиться

C 1920 года Маяковский был сторонником новой власти, это ярко выражено во всех его произведениях, никаких сомнений у него не возникало, хотя время было непростое, было немало сложностей и недостатков. Было большое количество людей, сомневающихся в благе революции, а Маяковский как раз верил, что наступило время, когда, несмотря на трудности, голод, тиф, разруху, он воспринимал все это как действия во благо народа, и отражал это во всех своих произведениях. Даже в сатире, где обличал мещанство и бюрократизм.

Что касается дореволюционного периода, когда он только вошел в поэтическую жизнь, он 16-летним вступил в большевистскую партию. Его три раза сажали, полгода сидел в последний раз. А из московской гимназии его исключили. Но когда его выпустили из тюрьмы, произошла его перестройка, связанная, наверное, с тем, что он был ярким и талантливым человеком. Он отошел от революционной подпольной деятельности большевицкого направления и решил заниматься искусством. И не таким, каким многие занимались в то время – Серебряный век – а футуризмом. Маяковский тесно общался с футуристами и лично, и творчески, и все это продолжалось до того момента, как началась война. Он встал на позицию господствующего строя – вот его господствующая позиция. Но не с той позиции, которую большевики отстаивали, а позиций перемен всей жизни. А в 1917 году, когда произошла революция, стал сдвигаться в сторону большевиков, и здесь он стал писать в том же духе.

Когда он застрелился – это был не вызов господствующему порядку, он писал, что переживал личную драму, отчасти это так, но, конечно, дело было не только в любви. Существуют громадные пласты психики, которых мы не знаем. Оснований гражданского порядка у него не было для самоубийства, он был признанный поэт, получал много денег, жил благополучно.

36
0

Вероятно стоило упомянуть, что Маяковский был главным поэтом-пропагандистом красных в гражданскую войну в противовес Куприну.

+1
Ответить

Евгений, Куприна Вы с кем-то путаете, он не писал стихов.

0
Ответить

Максим, прошу прощения. Я не так изъяснился.

0
Ответить
Прокомментировать

Жизненный и творческий путь Владимира Владимировича можно описать одним словом – «эпатаж». Этим словом можно описать и его политические мысли и деятельность.

Большое влияние на создание мировозрения поэта оказала первая революция и семья.

Жизнь до Москвы и первые годы в столице были связаны с РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). Из-за своей деятельности в этой партии год провел в тюрме, там начал писать стихи (Сам поэт был недоволен своим творчеством: «Вышло ходульно и ревплаксиво»). После переезда в Москву Маяковский поступает в «Училище живописи, ваяния и зодчества», где он и знакомится с кругом людей, которые сильно повлияют на творчество поэта.

В 1912 году до России доходит манифест футуристов, очень подходящий по духу и нраву творческому кругу, в котором находился Маяковский. Политика отошла на второй план, основной темой стала «Пощечина общественному вкусу».

После Первой Мировой Войны Маяковский, уставший от ненависти абсолютно ко всему, находит «дубликатом бесценного груза» красных. Дальнейшее творчество будет основываться на идеях коммунизма. «Ешь ананасы, рябчиков жуй — день твой последний приходит, буржуй!»

8
-1
Прокомментировать

PS-39. ЧТО ДОСТАТОЧНО ЗНАТЬ О МАЯКОВСКОМ - 4Поведение Маяковского после февраля 1917 было достаточно невнятным. Он пытался (как и все прочие) выставить себя жертвой царского режима, тряся купюрами из своих стихотворений (не революционными, а большей частью богохульными). Вместе с футуристами он также усиленно намекал на революционность своей предыдущей деятельности – что не соответствовало действительности. Но, в общем, это было поведение частного лица, мало понимавшего что происходит (понимали, что происходит тогда несколько сот человек из правительства и Петросовета, и то фрагментами).

В личном плане Маяковскому было важно демобилизоваться из армии. В августе он получил трехмесячный отпуск, а 12 ноября - справку об освобождении от воинской службы (здесь и ниже даты по новому стилю). Это и было главное событие 1917 года.

То, что Маяковский «всем сердцем принял Октябрьскую революцию» не более чем созданная им легенда. 7 ноября было им воспринято как очередная перетасовка временного правительства в преддверии созыва Учредительного собрания (что, в общем, соответствовало действительности). Испугавшись начавшихся беспорядков, он 18 декабря 1917 года уехал в Москву.

Этот эпизод постоянно выпадает из официального жития Маяковского и никак не объясняется. Тем не менее, до середины июня 1918 года он живёт не в революционном Петрограде, а в более тихой Москве, из которой уезжает в Питер опять-таки потому, что большевики перенесли в Москву столицу и в городе стало неспокойно.

С точки зрения фактографии этот период изучен едва ли не хуже периода 1914-1915 гг. Дело в том, что в России тогда ещё существовала многопартийная система. Футуристы тяготели скорее к анархистам и левым эсерам, а связи с этими партиями компрометировали «великого пролетарского поэта».

Элементом советской системы Маяковский стал осенью 1918 года, когда сблизился с Луначарским (с помощью Осипа Брика). В это время Луначарский был не только наркомом просвещения, но и входил в высшую администрацию Петрограда («Северной коммуны»). Анатолий Васильевич считал Маяковского гениальным поэтом и относился к нему как к анфан-терриблю, которому многое позволяется. Маяковский всю жизнь нападал на Луначарского, но это была дружеская фамильярность, демонстрирующая особую близость к культур-фюреру. Луначарский вовлёк его в работу своего наркомата и фактически наделил прерогативами чиновника-консультанта, допустив к распределению части бюджетных денег. Это не шло ни в какое сравнение с социальным положением Маяковского до революции, и сделало его верным сторонником советской власти. В столичную Москву Маяковский переехал в 1919 году, уже как человек Луначарского (в этом же году в Москву была переведен и весь Наркомпрос во главе с самим Анатолием Васильевичем).

В то же время, как я уже писал, Маяковский никогда не был членом коммунистической партии, и скорее всего его бы туда никогда не приняли. За 12 лет сотрудничества с коммунистическим режимом Маяковский так и не познакомился ни с одним из партийных бонз. Даже Бухарин относился к нему прохладно, считая главным советским поэтом… Пастернака.

Отстранение Луначарского от партийного руководства в 1929 году означало также отставку и его клиента Маяковского. У Владимира Владимировича не оставалось связей не только такого уровня, но и уровня классом ниже. По сути, весь коммунизм Маяковского был блефом.

<...> 

Великому пролетарскому поэту» Маяковскому было в высшей степени наплевать на «трудящихся» - не только как на класс, но и на каждого трудящегося в отдельности. Он в жизни ни разу не общался ни с одним крестьянином или рабочим (не считая прислуги). Нетрудно догадаться, что ему также было абсолютно наплевать на советскую власть вообще. Дураком он не был, в 1917 году ему было как минимум 24 года. После пионеров и комсомола почему бы и не написать поэму о Ленине – массированная пропаганда в детстве и юности очень эффективна. Но Маяковский ни пионером, ни комсомольцем никогда не был, с Лениным не общался, но результаты его гениальной политики прочувствовал на своей шкуре сполна. Например, когда ходил пешком какать через пол-Москвы в общественную уборную на вокзале. Вот Луначарский Ленина обожал – потому что его стараниями получил фронт удовольствий, о котором в парижских кафе-шантанах не смел и мечтать. Маяковский это понимал и для своего патрона написал «лениниану», опять же бесполезную для пропаганды из-за перпендикулярного задаче ассоциативного ряда, превращающую идеологическую полировку мозгов в абсурдистскую галиматью.

Для Маяковского было характерно какое-то наркоманское пристрастие к материальным удобствам и деньгам. Его стихотворение о душе это стихотворение алкоголика о водке.

«Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру»:

<...>

Написано очень вкусно и с иронией. Чувствуется, что чистоплотный Маяковский купаться в ванне любит. Про себя он здесь и написал, а вовсе не про мифического трудящегося. После ремонта квартиры в Гендриковым переулке у него и Бриков наконец появилась отдельная ванная – огромная редкость в тогдашней Москве. Написал про себя и для своих домашних, потом тиснул в прессе, получил деньги с корейцев. Если разобраться, в формате идеологических клише, воспевающих зажиточную жизнь при социализме, стихотворение Маяковского является плохо скрытым глумлением. Но никакого глумления нет – есть легкая ирония для домашних. А как там это всё выглядит со стороны – наплевать.

Найдите видео, как Остап Бендер плещется в ванне в фильме «Золотой теленок». Здесь Юрский играет Маяковского.

Если бы Маяковский не умер в 1930, в 1935 году, когда стахановцам дозволялось иметь личное авто, он бы устами «кровельщика Петра Мозырева» воспел удобства личного автотранспорта, привезенного в Москву из Парижа для Лили Брик. Вместо «бултых» там бы было «бип-бип». Об автомобиле Маяковский всё равно написал (ибо был прост), но пришлось позорно оправдываться (купил на свои, а будет война – отдам комиссару).

6
0

Очень хорошо и умно написано. Теперь всё понятно.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью