Кто такой этот "Другой", про которого говорят философы?

10985
4
0
19 июля
03:23
июль
2015

Это концепция в континентальной философии и некоторых других дисциплинах, которая характеризуется определенным отношением (отрицанием, противопоставлением, различием, чуждостью и т.д.) с той или иной идентичностью. Это может быть субъект/разум (есть я, а есть не-я), или группа, идентифицированная как Другой по отношению к "нам" (идентичности нашей группы) по онтологическим, социальным, политическим, культурным признакам - жители не нашего дома, иногородние, иностранцы, враги, геи, наркоманы, не люди и т.д.

Одним из первых концепцию Другого использовал Гегель ("конститутивное другое") в своей онтологической модели единства, изменения и становления Духа через противоположности "Я - не-Я", но начиная с 20 в. эта концепция в основном использовалась в социологических, этических и эпистемологических контекстах. Феноменологи (Гуссерль, неявно Хайдеггер, Сартр) использовали ее как базу для преодоления проблемы субъекта/объекта и разработки "интерсубъективности", "обитаемого мира" и т.д. Симона де Бовуар в своем "Втором поле" применила концепцию в контексте осмысления гендерных отношений - в мужском мире Другим является женщина. Это дало начало радикальной феминистской философии. В постколониальной философии, исследующей наследие империализма (Фанон), с этой точки зрения исследовалось положение социальных групп из бывших европейских колоний, воспринимающихся "другими" по культурно-этническим и экономическим причинам. Философы-маргиналы (например, Фуко) использовали Другого для анализа того, как "неконформные" группы и дискурсы вытесняются из "центра" и "нормы" общества "на поля". Также концепцию использовали в постструктуралистской семиотике (Кристева, Деррида) и психоанализе (Лакан) в попытке исследования отношения знаковых систем, мышления и общества.

Перечисленное не исчерпывает всех применений "Другого". К тому же, не связанные с континентальной мыслью дисциплины иногда приходили к очень похожим концепциям и выводам - например, в "Стэнфордском тюремном эксперименте" Зимбардо (экспериментальная психология) игровое определение одной группы как "других" привело к неожиданным последствиям.

52
0
июль
2015

Если в двух словах, то Другой – это просто-напросто «другой человек». Однако если попытаться вдуматься в том, что мы называем этим словосочетанием, возникают неясности. Какой именно смысл мы вкладываем в слово «другой»? Другой человек – он другой по отношению к кому и чему? Мы ведь не можем представить себе ничего «другого», которое не было бы «другим по отношению к чему-то». Так вот, Другой является «другим по отношению» к кому? Ко мне? Значит, «другой» – это не такой, как я? Выходит, что именно «я» являюсь той точкой отсчета, по отношению к которой мы определяем «другого», что «другой» – это тот, кто имеет примерно те ж потребности, мысли и чувства, что и я сам имел бы в его ситуации. Но тогда получается, что я могу себе представить другого человека только как видоизменённый, ухудшенный (или же, напротив, идеализированный) образ самого себя. Но это довольно тоскливо: тот кто живет в мире, населенном лишь своими собственными бледными копиями, обречен на скуку, одиночество и нарциссизм.

Как же обойти эту логическую ловушку? Видимо, стоит каким-то образом изменить свой способ мышления, свою мыслительную оптику. Например, можно сказать: Другой – это тот, «в чьей шкуре» я никогда не побываю. Я никогда не почувствую его радость, боль или голод так, как испытываю свои собственные радость, боль или голод, что называется – «из первых рук»; его внутренний опыт остается для меня совершенно недоступным, он дан мне только через его слово или мое воображение. Между мной и другим человеком существует радикальное несходство, и никакое со-поставление, со-чувствие, со-страдание не в силах эту пропасть преодолеть. Это не очень уютная мысль, но ее можно продумать еще немного дальше. Благодаря тому, что другой – «не такой как я» именно в этом, более серьезном и трудном смысле, я уже не обречен на постоянное возобновление одного и того же. Благодаря Другому в моем собственном мире может случиться нечто совершенно неожиданное, то, чего я сам не мог бы вообразить, представить, придумать. Другой – как «совсем другой», как тот, чье существование меняет смысл моего мира, смещает меня на периферию смыслового пространства, освобождает меня от меня самого – и дает мне шанс обрести и мое собственное «я». Ну или хотя бы поставить об этом вопрос, потому что искусство философии – в вопросах, а не в ответах.

31
0
июль
2015

В принципе понятие Другого правильно определено выше. Другой - это всеобъемлющее понятие, которое олицетворяет не Я. Однако я не соглашусь, что отправной точкой в этом дуализме считается Я. Гегель писал, что истинное желание Я - это желание Другого. Если мы будем искать собственное Я, то нам нужна точка отсчета. Этой точкой, а точнее пределом является Другой/Другие. Мы задаем предел (то есть определяем) собственному Я, через Другого. Таким образом Я являюсь собой именно потому, что я не являюсь им, Другим.

В этом плане интересно посмотреть на разделение Я/Другой, когда различия минимальны. Фрейд назвал это нарциссизмом малых различий, то есть когда вы настолько похожи, что любая малая отличительная черта будет возводиться в абсолют. Например, близнецы. Как им определять собственное Я, когда самый простой способ это сделать (физический) отсутствует. Такое же наблюдается у близко живущих народов и этносов (примеры в данной ситуации очевидны). Само по себе понятие Другого, как и понятие Я конституированые. В современном мире они являются искусственно созданными. Мы русские (немцы, англичане, французы), потому что мы не они. У нас особый путь, особый квас, особые национальные блюда. Создание противоположности Я/Другой основывается на разных фундаментах: историческом, социальном, культурном, политическом. Мы уже привыкли жить в мире, в котором граница между Я и Другим проходит по национальному признаку, однако раньше такого не было. Например, Европа в средневековье существовала без таких границ.

12
1
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта