Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в современном искусстве перестало цениться техническое мастерство?

Искусство и культура
Илья Шадов
  · 9,0 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 5 мар 2017  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Давайте сразу и прямо: даже в европейском каноне нет никакого единого критерия мастерства. Про неевропейские традиции и говорить нечего.

Тот же условный натурализм был не более чем кратковременным увлечением европейской культуры приблизительно с Высокого Возрождения по ранний XIX век, и ушел вместе с давлениями, которые его изначально образовали.

Этими давлениями были эпидемия чумы, "освободившая" широкое количество имущественных ресурсов, секуляризация культуры на волне переоткрытия античной естественной философии, разумеется Реформация, и дальний (и непреднамеренный) отголосок Августинской темы о возможности христианского государства. Натурализм и патронаж — идеальные условия для неограниченной конкуренции в сугубо технических ухищрениях.

За 400 лет эти давления выветрились, и конец техническому канону положили уже прерафаэлиты, в 1848-м году возжелавшие вернуться в живительное Средневековье — где, как и в абсолютном большинстве культур и эпох в истории человечества, мастерство отступало перед эссенциализмом. Великая ирония тут в том, что двадцать лет спустя бывшие прерафаэлиты вовсю исходили ненавистью на импрессионистов — именно на том основании, что последние якобы не умеют рисовать. И так далее.

Для европеской культуры разрыв с мастерством был разрывом с идолопоклонничеством. Этим пропитаны многие документы с середины XIX века по авангард, от писем художников до групповых манифестов – люди пытались выйти из застоявшейся канона, не отвечающего изменению мира. Этот перевод фокуса, видимо, заложен в культурной механике достаточно плотно, поскольку стабильно корректирует курс в неравные промежутки времени, но с достаточным постоянством — и в случае двадцатого века он в какой-то момент привёл к тому, что "The Artwork Needs Not Be Made".

Это не значит, что с содержательной частью до этого было плохо – но просто в какой-то момент содержательная часть потребовала для себя новых форм, и там не работал бы ни идеализм Микеланджело, ни энциклопедизм Леонардо.

При этом, если в пятницу утром пройтись по галереям в Chelsea в Нью-Йорке, или открыть последний Artforum — вы увидите там достаточное количество технически сложных работ. Ричард Серра делает 50-тонные лабиринты из промышленной стали, Андреас Гальвани фотографирует боевые истребители в момент перехода звукового барьера, Ай Вей Вей ходит по ста миллионам сделанных вручную фарфоровых семечек.

Технически сложных работ достаточно. Мастерских тоже. Просто "сложность" и "мастерство" являются, как и всегда являлись, не более чем отдельными пунктами в списке использованных материалов, сразу же за холстом и маслом. 

Работа может использовать их, или нет. Смотря что она пытается сделать.

"The Artwork Needs Not Be Made".

Это цитата откуда-то? Гугл вообще одну ссылку выдает по запросу.

Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще очень приятный человек...  · 27 июл 2018
Давайте сначала определимся в понятиях! Определим где у нас "мухи", а где "котлеты". Итак,"картины уровня ренессанса" - что это? Живопись 15-16 веков, созданная в Европе, относится к Возрождению или Ренессансу. 90% всей этой живописи имеет ярко выраженный религиозный характер. Это или христианские библейские сюжеты или сценки из жизни античных богов. Теперь перенесёмся... Читать далее
Искусствовед l Работаю в Брюссельской галерее Monasch l Изучаю цифровые гуманитарные...  · 1 февр 2021
Лишь добавлю, что сначала нужно определиться с понятиями – что именно автор вопроса имеет в виду под современным искусством? Если отвечать на вопрос прямо, то ценность технического мастерства никуда особо и не девалась. Как пример – кино или фотография, где технические требования настолько высоки, что художникам довольно сложно за ними угнаться, не растеряв в погоне за... Читать далее
пользователь TheQuestion.  · 21 февр 2017

Есть удивительно хороший ответ. Очень рекомендую интересующимся искусством почитать и другие ответы Глеба Симонова:

Как происходит ценообразование предметов искусства? Как они становятся дорогими?

Спасибо! Прочитал - интересная и весьма типичная, кстати, история. Но она не отвечает на вопрос о том, как... Читать дальше
Первый
Профессиональный актер, начинающий режиссер.  · 18 апр 2017
Потому что современное искусство - это искусство концептуальное, пост-пост модернизм (метамодернизм термин предложенный недавно).   Самый дорогой товар в наше время - это информация. Мгновение которое сжато максимально плотно, имеется в виду количество информации на единицу материи, а концептуальное творчество, важно как раз не предметом самого искусства, а смыслом... Читать далее
Начинающий художник  · 5 мар 2017

Просто потому что больше ценяться художники, которые вносят в свои работы смысл нежели художники-ремесленники. Когда ты будешь знать всю анатомию, все азы академической техники, но ты не будешь вносить в свои работы идеи, то твои работы не будут ничем зацеплять