Не могли бы вы посоветовать учебники для сценаристов?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
15
6 ответов
Поделиться

Здравствуйте)

Почитайте "Кино между Адом и Раем", автор - кинорежиссер Александр Митта.

Книга не большая, написана очень простым понятным языком, читается легко, приводятся примеры... В книге описаны основные приемы написания сценария, указаны обязательные правила и нормы, подробно объясняется как строится сюжетная линия и поэпизодный план - так называемая "лесенка", причем, дан настолько полный и подробный обзор, что только по ней можно сдать вступительный экзамен по драматургии.

Не менее легко читаются все работы Станиславского. Для изучения драматургии Вам пригодится его книга «Режиссерский план "Отелло"», для изучения режиссуры и актерского мастерства пригодятся книги "Работа актера над собой в процессе переживания" и "Работа актера над ролью в процессе воплощения", последняя - в двух томах.

Также, хорошо почитать Блейка Снайдера "Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства", Роберта Макки, "История на миллион долларов", Леонида Нехорошева "Драматургия фильма".

И, конечно же, нельзя не сказать про первый классический учебник для сценариста – это "Поэтика" древнегреческого философа Аристотеля. Эта книга определяет основные конструкции, приемы и терминологию драматического искусства и построения сюжетов.

Удачи Вам и Вдохновения!

8
0

Ставлю плюс за Нехорошева!

+1
Ответить

На самом деле, книга, которую я советую в первую очередь ("Как работают над сценарием в Южной Калифорнии"), удивительным образом почти полностью совпадает в теоретической части с Нехорошевским учебником - при том, что написаны они совершенно в параллельных мирах и авторы друг о друге ничего не знали. Это просто ещё раз говорит о том, что теория, по сути, одна, и в изложении человека со структурным мышлением будет выглядеть вот так, а не иначе.

0
Ответить
Прокомментировать

Все хорошие учебники по сценарному делу говорят более-менее одно и то же, но по-разному. В наиболее сжатом, лаконичном и доступном виде основы профессии изложены в книге "Как работают над сценарием в Южной Калифорнии". Это, наверное, самый полезный труд, написан он преподавателями влиятельной американской киношколы USC, и эти люди своё дело знают: книга, с одной стороны, суховатая, это не развлекательное чтиво, зато вся суть сконцентрирована менее чем в ста страницах (остальной объём занимают практические упражнения в виде разборов фильмов). Всё, что вам нужно, находится там; остальное - это уже факультатив, выход за рамки необходимого.

Блейк Снайдер, "Спасите котика" - более развлекательный формат; это, по сути, то же самое, но для старшего школьного возраста, с шутками и картинками. Тем не менее, чтение довольно приятное: примерно как поговорить о профессии с весёлым человеком. Снайдер приводит интересные примеры, порой даёт советы с неожиданным ракурсом. Такие книги, даже если не сообщают ничего нового, приятно бодрят и заряжают творческой энергией.

Нил Ландау, "Дорожная карта шоураннера" - основательный труд, посвящённый сериалостроению. Ценен большим количеством телевизионной специфики - в частности, серией интервью с создателями топовых сериалов, которые по очереди рассказывают, как устроена эта кухня, в разных главах, посвящённых отдельным стадиям разработки. Ничего, что специфика американская: во-первых, многие хорошие советы в книге универсальны; во-вторых, многое познаётся в сравнении их творческого мира и нашего.

Джозеф Кэмпбелл, "Тысячеликий герой" - это уже продвинутый уровень. Весьма серьёзный труд на рубеже науки, магического реализма и эзотерики - и культовая книга для многих режиссёров и продюсеров, в том числе и у нас в России. Если вдруг в разговоре о сценарии ваш собеседник хватает бумагу и начинает рисовать путь героя в виде круга - знайте, что чтение Кэмпбелла значительно упростит вам в дальнейшем общение с этим человеком.

5
0
Прокомментировать

Классикой жанра считается "История на миллион долларов" Роберта Макки. Конечно, он сам не написал ни одного сценария, по которому был бы поставлен кинофильм. Но моя мама, например, не написала ни одной операционной системы. Что не делает ее плохим преподавателем системного программирования. Суть советов Макки не в том, как любому бездарю сочинить великий сценарий, а том, как распорядиться талантом и вдохновением, если они у вас есть. Если их нет, то никакой учебник не поможет. Поэтому Макки - плохой сценарист, но среди его учеников - толпы знаменитых авторов.

Борис Ивановотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
0
Прокомментировать

Роберт Макки: "История на один миллион долларов". Заслуженно считается классикой жанра, и лучше всего подойдет для знакомства с самыми основами. Автор подробно и тщательно рассматривает структуру истории с самых разных сторон, задает направление развития для тех, кто понятия не имеет, что делать при написании сценария. Но при всех её достоинствах, имеются и недостатки. В частности, большие проблемы при переносе методики на практику. Читателю, который только начинает самостоятельно разбираться в теме, понадобится очень много терпения и сил, чтобы использовать советы Макки.  

Уильям Индик "Психология для сценаристов". В книге подробно рассмотрено построение образов персонажей на основе концепций различных психологов: Фрейд, Юнг, Адлер, Эриксон и другие. Но полноценный сценарий с её помощью не построить, потому что рассматриваются только образы персонажей, а не история целиком. В тексте часто упоминается книга "Тысячеликий герой" Джозефа Кэмпбелла, так что скорее всего в связке с "Психологией" стоит посмотреть и её. 

Нил Ландау "Дорожная карта шоураннера". Тут рассмотрены особенности построения сценария для сериалов. Для примеров используются интервью с создателями множества разных тв-шоу разной степени успешности. Интересные факты и истории создания сериалов помогают расширить кругозор. 

И на десерт книга, которая мне кажется лучшим практическим руководством среди всех вместе взятых: "Анатомия истории" Джона Труби. В ней нет оторванности от реальной работы, так свойственной Макки, есть универсальность, отсутствием которой страдают все остальные. С помощью практических заданий, которые даны в конце глав, можно шаг за шагом проработать любую историю, не только сценарий, но и рассказ или книгу. Автор рассматривает свой метод на примере известных фильмов и книг, и с их помощью все описываемые автором приемы становятся простыми и интуитивно понятными. Если до знакомства с "Анатомией" я считала Макки непревзойденной классикой, то теперь отдаю предпочтение Джону Труби. 

"Как работают над сценарием в Южной Калифорнии" брала в руки и листала, но не увидела в ней ничего принципиально нового после "Истории на миллион долларов" и "Анатомии истории". Возможно, сужу неверно, потому что не читала полностью, но общее впечатление было именно такое.

1
0
Прокомментировать

"Кино между адом и раем" А.Н. Митта.

Точно не только сценаристам, - хотя книга именно о принципах написания сценария.

Она и в плане практической психологии, и общекультурный кругозор даёт.

Словом, для самого широкого чтения, - при том, что под вашу задачу.

2
-1
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью