Почему самые зрелищные гонки - Формула-1 - переживают столь сильный кризис популярности?

791
2
0
17 июля
18:01
июль
2015

Вопрос довольно сложный, и единого мнения по нему нет.

В 2014 году в силу вступили масштабные изменения в регламенте - Формула-1 перешла в новую, «гибридную» эру, и громкие ревущие двигатели V8 заменили гораздо более тихие гибридные V6. Последние оказались настолько тихими, что теперь во время гонок можно услышать болельщиков на трибунах.

Переход на новый регламент - событие, к которому неизбежно кто-то подготовится лучше, а кто-то хуже. Так и случилось в 2014 году. Мотористы Mercedes готовились к новому регламенту несколько лет, и в результате смогли представить лучший мотор в пелотоне, превосходящий двигатели Ferrari и четырехкратных обладателей Кубка Конструкторов - Renault. В дополнение к отличному мотору конструкторы команды подготовили великолепный болид. В итоге - абсолютное доминирование Mercedes, пилоты которой завоевали 18 поулов из 19 и выиграли 16 гонок из 19. В борьбе за Кубок Конструкторов Mercedes опередила ближайшего преследователя - Red Bull Racing - на 300 очков (701 против 405). Доминирование продолжается и в этом сезоне: после девяти этапов у Mercedes 9 поулов и 8 побед. Скучные и однообразные Гран-при, когда в квалификациях первую строчку занимает представитель одной и той же команды, а в гонках редко когда можно увидеть борьбу за лидерство, не приводят к росту числа зрителей, а скорее наоборот, способствуют оттоку.

Есть и более глобальные проблемы, связанные со зрелищностью этапов, и появившиеся не в прошлом году. Например, количество и качество борьбы на трассе. В 2011 году была введена система DRS - регулируемого заднего антикрыла. Гонщик, находясь позади соперника, может опустить заднее антикрыло - прижимная сила уменьшится, а скорость возрастет - и легко обогнать впереди идущий болид. В итоге получили большее количество обгонов, но сами обгоны стали легкими и скучными.

Технологии современной Формулы-1 очень сложны. Настолько, что такие гиганты, как Renault и Honda не могут справиться с недостатками своих моторов. Введение гибридных двигателей предполагалось как триумфальный поворот Формулы-1 в сторону экологии и экономии топлива. На деле же современные двигатели стали сложнее, а главное - дороже. Это стало одной из причин кризиса в таких командах, как Sauber, Marussia и Caterham. Последняя так и не смогла преодолеть его и обанкротилась. Да и экологическая составляющая перехода на гибриды потеряла всякий смысл после появления Формулы-Е, где выступают болиды исключительно с электрическими двигателями.

Говоря о деньгах стоит упомянуть, что Формула-1 - очень дорогой вид спорта. Не только для команд, но и для организаторов Гран-при, а также телеканалов, организующих трансляции. В нынешнем сезоне впервые за 55 лет не проводится Гран-при Германии - организаторы отказались платить довольно большую сумму промоутеру Формулы-1 - бессменному Берни Экклстоуну. Та же участь поджидает Гран-при Италии в легендарной Монце. Телеканалы тоже должны раскошелиться - помимо платы за прямые трансляции необходимо возить комментаторов на этапы, разбросанные по всему миру. В этом году от прямых трансляций отказалась ВГТРК, и это несмотря на рост внимания к Формуле-1 в России.

Помимо прочего, Формула-1 пока что довольно плохо взаимодействует с аудиторией. Канал на YouTube появился только в этом году, хотя за многими мировыми спортивными событиями уже давно можно следить и из Твиттера, Инстаграма и т.д.

Подытожим: на снижение популярности Формулы-1 влияют проблемы регламента, снижающие зрелищность, дороговизна и плохое взаимодействие с аудиторией.

Это основные, на мой взгляд, причины. Подчеркну, что это лишь мое мнение. Хотелось бы услышать мнения других фанатов.

7
0
август
2015

Это далеко не первая волна снижения популярности Формулы 1 в эпоху телевидения. Постоянные регулярные прямые трансляции установились в Формуле 1 только в 1980-е годы, а первый кризис с их популярностью случился, пожалуй, в начале нулевых - когда наступила эра бессменного доминирования Михаэля Шумахера и отсутствия какой-либо интриги.

Было возрождение популярности в середине нулевых, когда Алонсо смог бросить вызов Шумахеру. Был очень большой рост популярности в конце нулевых, когда появился Льюис Хэмилтон и было два подряд головокружительных, полных скандала сезона - 2007 и 2008, когда в Формулу 1 снова вернулись внутрикомандные баталии (Хэмилтон vs. Алонсо в 2007-м) и самый невероятный по непредсказуемости и накалу страстей финал сезона (Гран-При Бразилии 2008 года, когда судьба титула решилась в последнем повороте, да ещё и в дождь).

Вообще, появление персонажей вроде Хэмилтона или Феттеля очень помогло тогда Формуле 1 и её популярности. 2009 год был тоже крайне интересным, потому что из-за очередной смены регламента на первые роли внезапно вылезла созданная на обломках "Хонды" новая команда "Браун", которая выиграла все возможные в том сезоне кубки.

С 2010 года популярность снова стала падать, и снова причиной было отсутствие интриги - началась эра тотального доминирования Феттеля и "Ред Булла".

Проблема в том, что с завершением эпохи "Ред Булла", сразу же началась эпоха "Мерседеса" и снова нет никакой интриги.

Что в итоге мы имеем. Последним сезоном, когда за титул до последней гонки боролись пилоты из РАЗНЫХ команд был 2010-й (тогда на заключительном Гран-При Абу-Даби за титул боролись Феттель и Алонсо, выступавшие в "Ред Булле" и "Феррари" соответственно).

Последним сезоном, когда борьба за титул сопровождалась ещё и скандалами вне трассы и битвой характеров, был 2007-й (когда возник неимоверный срач внутри команды "Макларен" и за этим было очень интересно наблюдать, а титул в итоге в последней гонке украл Кими Ряйккёнен из "Феррари" - прошлогодняя конфронтация между Хэмилтоном и Росбергом близко не валяется рядом).

А болельщики любят, в первую очередь, именно это - когда до последней гонки идёт борьба за титул между пилотами из разных команд (исключением можно назвать битву между Сенной и Простом в 1989 году) и когда возникает битва характеров, периодически переходящая и за пределы трассы, происходящая между противоположными по темпераменту и отношению к жизни гонщиками (Сенна vs. Прост; Лауда vs. Хант; Мэнселл vs. Пике; Шумахер vs. Хилл; Шумахер vs. Хяккинен; Шумахер vs. Монтойя; Хэмилтон vs. Алонсо и т.д.).

Всего этого давно не было. Но я не думаю, что регламент тому виной или там разные бюджеты команд. Уже были ахи и вздохи в начале нулевых, что регламент неправильный, потом его перекраивали миллион раз, меняли правила, меняли распределение призовых и прав от телетрансляций, а результат получался все равно непредсказуемым.

Мало кто мог ожидать, что сезон-2008 будет настолько захватывающим. Мало кто мог ожидать, что, например, сезон-2011 будет настолько скучным.

Достаточно просто, чтобы хотя бы ещё одна команда дотянулась в следующем сезоне до уровня "Мерседеса". И тогда нам гарантировано феерическое шоу.

5
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта