Правда ли, что православие - одна из причин "неуспеха" стран СНГ, Греции и других православных государств? Есть ли связь между религией, политикой и экономикой?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
25
24 ответа
Поделиться

Интересный вопрос. Действительно, преимущественно протестантские страны являются экономически развитыми государствами. Германия - родина Лютера, одного из "родителей" протестантизма, Швейцария, США и Канада, Скадинавский страны, Британия и Австралия. Все это, преимущественно протестантские страны. Одно из самых знаменитых на эту тему исследований провел Макс Вебер, написавший книгу "Протестантская этика и дух капитализма". Много чего интересного, советую почитать.

Однако, сейчас, как мне кажется тема религии в стране - десятое дело. Общечеловеческие качества, трудолюбие и новые технологии гораздо важнее храмов для экономики. Дания, Швеция, Норвегия - тому подтверждение, в них количество атеистов растет с каждым годом, но при этом это лучшие страны для жизни.

95
-7

worldvaluessurvey.org вот хорошая иллюстрация к этому

+1
Ответить

"Однако, сейчас, как мне кажется тема религии в стране - десятое дело."
Закон об оскорблении чувств верующих. РПЦ тычет своё рыло во все аспекты нашей жизни. Так что мне кажется именно в нашей стране это дело одно из первых дел.

+22
Ответить

Согласен с комментарием выше, к тому же давайте не будем забывать про стабильные миллионные гранты от государства к РПЦ

+3
Ответить
Ещё 1 комментарий

не думаю, что существует ген протестантства, дело наверное, в культуре, а религия следствие традиционных устоев общества.

+2
Ответить
Прокомментировать

Вкуривайте Протестантскую этику и дух капитализма. Свобода личности, работы и неприкосновенности собственности - те вещи, на которых построен сегодняшний либерализм во многих странах.

36
-7
Прокомментировать

Безусловно, доминирующая религиозная конфессия и формируемые ей ценности оказывают значительное влияние на жизнь тех или иных стран. И упоминавшившийся тут Макс Вебер блистательно это показал. Но! Никогда не стоит абсолютизировать какие-либо культурологические теории. Например, с подачи того же Вебера принято говорить о безусловном хозяйственном и политическом преимуществе протестантизма, прежде всего кальвинизма, над остальными христианскими деноминациями. Но тот же кальвинизм в истории Запада вообще и Европы в частности отнюдь не играл столь большой роли как многим кажется. В настоящий момент в Европе кальвинистскими являются лишь Шотландия, Нидерланды и некоторые западные области Германии (например Пфальц). И всё! Кальвинисты так же не составляют большинства и в США, где доминирующими конфессиями являются методисты, баптисты и, кстати, католики. В современной Германии, которая как правило упоминается в качестве образцовой протестантской страны, католицизм влиятелен не менее лютеранства (вспомните откуда был последний римский папа). Но самым ярким примером непротестантской европейской страны, которая долгое время боролась за мировую гегемонию, является католическая Франция. Тут же можно вспомнить менее влиятельные но не менее успешные экономически и политически Бельгию, Австрию и Словению.

Что же касается некой исторической ущербности именно православия: тут можно разводить какие угодно теории касательно России (и долгое время входивших в её состав Украины и Белоруссии). Но вот практически все остальные традиционно православные страны в течении нескольких столетий входили в состав Османской иимперии, где христианское население было жёстко дискриминировано. Достаточно сказать, что в момент завоевания, османы требовали от всех способных носить оружие либо принять ислам либо умереть. В результате к моменту освобождения от турецкого ига болгары, македонцы и сербы не имели ни дворянства (оно было полностью вырезано за 500 лет до этого), ни национальной интеллигенции - это были страны населённые бедными крестьянами. Вот представьте себе: на Западе были ренессанс, тридцатилетняя война, английская революция, Френсис Бекон, Рене Декарт, Лютер, Кальвин, Галилей, Фарадей, Ботичелли, Рабле... А все эти столетия жители православного Востока могли только поставлять дочерей для гарема султана и сыновей для янычарского войска. И тот факт, что современная Греция, Черногория или Румыния, после всего этого, хоть как-то, хоть худо бедно, но являются частью Европы, пусть не всегда стабильными, но развивающимися демократиями, говорит о том, что, возможно, православие как минимум не хуже протестантизма или католицизма.

27
-5
Прокомментировать

На мой взгляд, православные страны такие "ущербные", потому что в православие очень отличается от других христианских конфессий в плане отношения к обогащению. У протестантов, например, нигде не сказано, что нужно быть скромным и довольствоваться тем, что есть. У нас же по религии надо отказываться от роскоши и вести "рабский" образ жизни. Ну это в теории... По факту же, у нас очень связана между собой преступная власть и преступная рпц, вместе воруют, вместе отжимают всё, что захотят. Вот и получается, Россия не очень, и страны, которые держатся на России такие же. имхо

20
-7
Прокомментировать

Да это в какой-то степени правда, но не самая главная причина. Философия протестантизма ближе к философии Аристотеля, а философия православия ближе к философии Платона. То есть Аристотель рационалист, он практик, он новатор. А Платон идеалист. Еще М.Ф. Достоевский в своей книге (если память не подводит ) "Дневник писателя" затрагивал эту тему. Он осуждал слабость православия в её чрезмерной мягкости по отношению к преступникам, убийцам, нарушителям, расхитителям казенного имущества и тд.тп.

С другой стороны: Россия такая огромная страна с людским и природным богатством. С развала СССР прошло 24 года, а экономически она все еще зависит от запада.

Буквально через несколько лет после Второй мировой войны Западная Германия стала локомотивом в экономике Европы. А Восточная Германия питалась как-нибудь.

Хотя та же нация и тот же народ, одна и та же религия.

10
-2
Прокомментировать
Читать ещё 19 ответов
Ответить