С какой скоростью нужно читать стихи?

1764
2
0
17 июля
09:32
август
2015

Текст всегда сам подсказывает скорость, за счёт собственного строя и фонетики.

К примеру, Маяковский по разбивке на строки и грубым созвучиям откровенно предлагает ритмический строй нерегулярного молотка — по несколько ударов на строчку, такое быстро читать при всём желании не получится.

"Вот и лето прошло" Тарковского очевидно задумчивое, с долгими выдержанными паузами в конце строки — состояние человека, пытающегося мысленно охватить большой промежуток времени.

С верлибром дело как всегда заковырестее, но даже тут явно ощущается, что если Драгомощенко происходит очень размеренно и разговорно, как говорит человек, пересказывающий вам свои смешанные чувства по поводу жизни в принципе, то Кирилл Медведев злится, торопится и заикается прямо с текста.

Ну и совершенно очевидно, что "Дыр бур щил" Кручёных нужно петь фальцетом стоя на табурете.

Суть в том, что у напечатанных букв нет скорости — кроме скорости распада типографской краски. Скорость есть у речи, как она происходит в жизни. И так или иначе, каждый текст включается в то или иное состояние речи, используя слова и ритм, характерные для этого состояния, и читается — совершенно естественным образом и без каких-либо усилий и вычислений — именно с этой скоростью.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
0
июль
2015

Очевидным образом это зависит от сложности текста. «Травка зеленеет, / Солнышко блестит» читается и понимается намного быстрее, чем Целан, Парщиков или Драгомощенко. Никаких рекомендаций, с какой скоростью нужно читать стихи, по счастью, не существует: все-таки это не «техника чтения» в первом классе, а процесс, в котором вы получаете новые знания и удовольствие, переживаете эмоции, преодолеваете трудности понимания. Только от двух вещей: сложности текста и в еще большей степени от «устройства вашей головы» зависит, с какой скоростью будет происходить чтение. Поделюсь собственным опытом: я заметил, что часто в первый раз читаю стихотворение быстро, «насквозь», почти не останавливаясь на смысле прочитанного: я воспринимаю сначала графику и внутреннее звучание стихотворения. Затем я возвращаюсь к началу текста и читаю стихотворение снова, уже обращая пристальное внимание на смысл; при этом я уже будто знаю: что-то, бессознательно отмеченное еще при первом прочтении, облегчит мне понимание в дальнейшем.

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта