В чем принципиальная разница между староверами, старообрядцами и православными?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

Староверами себя называют некоторые общины старообрядцев. Старообрядцев принято делить на поповцев и беспоповцев (у первых есть священники, у вторых - нет). Это последователи традиций русского православия, упразднённых реформой патриарха Никона (середина XVII века), призванной привести богослужебные обряды в соответствие с греческими. Самое известное нововведение - стало принято креститься тремя пальцами, а не двумя. А вообще, конечно, изменений было очень много - про реформу Никона и раскол Русской церкви написаны толстые книги, вкратце не пересказать.

Те, кто не приняли нововведений, вынуждены были бежать от гонений в глушь и продолжать там церковные традиции по старому образцу в той степени, в какой смогли. После революции 1917 года большинство старообрядческих общин в полном составе эмигрировало. Сегодня старообрядческие церкви есть много где и в России, а самая известная община старообрядцев - "Слобода" Германа Стерлигова.

3
0

Я бы только к ответу добавил, что на сегодня принципиально православные современного обряда, от православных старого обряда, не отличаются.

Т.е. РПЦ официально сняло те претензии о неправильных обрядах, которые были и считает клятвы "как не бывшие". 

Обиды, конечно, остались. Раскол не изжит. Но приниципиально для раскола кроме обид уже нет причин.

+2
Ответить
Прокомментировать

Староверы - люди живущие по древним порядкам.

Старообрядцы  - люди, отвергшие церковную реформу в середине 17 века.

Православные - люди, исповедующие православное христианство. Большая часть христиан в нашей стране на данный момент - православные.

Николай Чечулинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-1
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

"Старообрядцы" и "староверы" - одни и те же люди, только второе название их собственное, а первое изначально "внешнее", от сторонников официальной (до 1917 года) церкви. 

Название "старообрядцы" не имело явно отрицательного смысла (и даже наоборот, появилось как более уважительная замена официальному ярлыку "раскольники"), но все равно предполагало, что для его сторонников важнее всего обрядовые различия. Самоназвание "староверы"  как бы отвечает внешнему миру, что их отделяют от "никониан" не только внешние обрядовые признаки, но и более глубокие различия в вере. "Старая вера" здесь понимается изначальной, неиспорченной, а "новая", соответственно, искаженной. В чем принципиальная разница, сторонники "старой веры" могут объяснять по-разному, но в любом случае она будет отсылать к реформе XVII века, к разногласиям вокруг нее.

Дальше дело осложнилось из-за того, что противники никоновских реформ сами разделились на множество течений и стали обвинять в искажении старой веры не только "никониан", но и друг друга. К моменту, когда в XIX веке вошло в оборот понятие "старообрядцы", оно оказалось подходящим и для самой среды староверов/старообрядцев. Им тоже надо было как-то назвать все множество "толков" и "согласий", одни из которых ("мы") сохранили изначальную веру, другие ("они") от нее отступили, но для всех общим знаменателем остается следование старому обряду и похожие проблемы в отношениях с правительством и внешним миром. При этом все равно, конечно, получалось, что "старовер" лучше, чем "старообрядец".

Староверы/старообрядцы считают себя православными точно так же, как и сторонники церкви большинства. Чтобы подчеркнуть свою роль защитников "старой веры", еще часто используют определения "древлеправославный", "древлее православие", "древлее благочестие".

2
0
Прокомментировать
Ответить