Рома Бордунов
июль 2015.
18287

С чего начать знакомство с классической музыкой?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
75
7 ответов
Поделиться

То, что будет проще для восприятия. Вряд ли стоит начинать с мастеров строгой полифонии или додекакофонистов, вы просто сломаете себе мозг и возненавидите академическую музыку на всю оставшуюся жизнь.

Выше уже предложен хороший вариант. Вот мой список, в котором, правда, явно наблюдается перекос в сторону романтической, русской и альтовой музыки:

40 голосный мотет Томаса Таллиса.

Прекрасную кантату "Stabat Mater" Перголези, умершего в черезвычайно юном возрасте.

Из И.С. Баха -- знаменитую Токатту и Фугу d moll, Бранденбургский концерты (мой любимый шестой, так как я альтист), Мессу h moll. Баха вообще можно слушать всего и бесконечно.

Мадригалы Монтеверди -- были такой очень качественной "поп" или "эстрадной" музыкой своего времени. Поэтому они одновременно и прекрасны, и легки для восприятия.

Из В.А. Моцарта -- мейнстримную "Маленькую ночную Серенаду", абсолютно все дивертисменты, концерт для валторны F dur, прекрасные 23 и 21 фортепианные концерты, Концертную Симфонию для скрипки и Альта с оркестром, Реквием, оперы "Дон Жуан", "Волшебная Флейта".

Гайдн -- до мажорный концерт для виолночели, квартеты, симфонии 45 и 103.

Бетховен -- 5, 7 , 9 симфонии, 32 вариации, 4 фортепианный концерт, "Апассионату", "Лунную", "Патетическую" сонаты.

Россини, опера "Севильский Цирюльник", "Вильгельм Телль".

Шуберт -- баллада "Лесной Царь", Симфония 8, Вокальный цикл "Прекрасная Мельничиха".

Шуман -- "Карнавал", Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54.

От Шопена устать просто невозможно. Тем не менее, рекомендую Прелюдию e moll, Фантазию-Экспромт cis moll, Революционный этюд ор.25, Ноктюрны cis moll и Es dur.

Берлиоз -- Фантастическая симфония, Симфония для Альта с оркестром "Гарольд в Италии".

Паганини -- все 24 каприса.

Ференц Лист "Венгерские рапсодии" 2 и 6, "Прелюды", "Пляска Смерти".

Глинка -- Неоконченная Соната для Альта и Фортепиано, опера "Руслан и Людмила", романсы (

Чайковский -- симфонии 4, 5, 6, все балеты, "Трио памяти великого артиста", "Времена года", оперы "Пиковая Дама", "Евгений Онегин".

"Князь Игорь", "Богатырская" симфония Бородина.

"Шехерезада", опера "Царская Невеста " Римского-Корсакова.

"Картинки с выставки" Мусоргского, вокальный цикл "Песни и поляски Смерти".

Песни и Романсы Даргомыжского. Особенно "Старый капрал", "Титулярный Советник" и "Червяк".

Скрябин -- 12 этюдов op.8. Особенно 12 и 5. Остальные его произведения сложнее для восприятия, но не менее прекрасны.

Оперы "Риголетто", "Травиата", "Аида" Верди.

Если выдержите, эпичный вагнеровский цикл "Кольцо Нибелунгов", оперы "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда".

Рахманинов -- прелюдии cis, g moll, 2, 3 фортепианный концерты, "Симфонические танцы", Литургия Иоанна Златоуста.

"Гносьены", "Гимнопедии" Эрика Сати.

Дебюсси -- «Послеполуденный отдых фавна» , ноктюрны "Облака", "Празднества", "Сирены.", соната для флейты Альта и Арфы, все его фортепианные произведения, особенно "Лунный Свет", "Затонувший Собор", "Девушка с волосами цвета Льна".

Борис Чайковский "Подросток".

Густав Малер, симфонии 1, 2, 7, 9. симфония-кантата "Песнь о Земле".

Пауль Хиндемит "Траурная Музыка" для Альта и струнных, Симфония in В для духового оркестра, Концерт для Альта с оркестром, Соната для Альта и фортепиано Фа Мажор, Маленькая соната для виолы д’амур и фортепиано.

Шёнберг "Просветлённая Ночь", "Лунный Пьеро".

Шостакович -- "Джазовая Сюита", симфонии 5, 7, соната для Альта, Балет "Золотой Век", струнные квартеты (особенно 13).

Прокофьев -- кантата "Александр Невский", Балет "Ромео и Джульета", Симфонии 1 и 7.

Свиридов -- концерт для хора "Пушкинский Венок" (Особенно "Зорю Бьют", "Восстань боязливый"), Сюита "Время Вперёд", "Метель".

Хачатурян -- концерт для скрипки d moll, Балеты "Гаянэ", "Спартак".

Альфред Шнитке -- "Concerto Grosso 1", Реквием.

Из современных -- музыка Тавенера, Гласса, Наймана, Райха...

Начните наверное с этого, продолжать можете бесконечно, мир академической музыки прекрасен и неисчерпаем.

51
-1
Прокомментировать

Вот здесь есть развернутый ответ на ваш вопрос. Это гид the Village для тех, кто хочет начать разбираться в классической музыке.

http://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/164217-kak-nachat-razbiratsya-v-klassicheskoy-muzyke

15
0
Прокомментировать

С Вивальди - "Времена года", там все написано про что каждая часть в 4-х концертах (итого 12 частей-месяцев). Эта музыка не только гениальна, но даже все еще современна. А дальше можно будет послушать самые известные вещи Баха, Моцарта, Бетховена. Музыка тем и хороша, что обычно не требует никакого разъяснения - она либо нравится либо нет. Но популярная классика вообще то, как правило, нравится всем.

Только ради бога не слушайте осовремененные варианты типа электронной стрипки - только классический набор инструментов.

17
-3
Прокомментировать

Надо понимать, что на вопросы такого рода не может быть универсального ответа, потому что их задаёт более или менее взрослый человек, у которого уже есть какие-то представления и предпочтения в области музыки. Поэтому универсальные истины вроде "Начните с Баха" не работают, они могут годиться только для достаточно маленьких детей, у которых до этого момента нет никаких или почти никаких музыкальных впечатлений и пристрастий.

Мы же, все остальные, пытаемся зайти в классическую музыку (или в поэзию, или в визуальное искусство...) уже из какого-то имеющегося у нас опыта и вкуса. Поэтому нам нужна дверь, максимально близкая к нашему местоположению. Ну например, если Вы привыкли к альтернативному року или джаз-року, то дверью в классику, возможно, послужит "Болеро" Мориса Равеля (а если "прокатит", то можно послушать другие вещи Равеля, а если и это "прокатит", то его ближайшего сподвижника Клода Дебюсси и его преемников Дариуса Мийо и Франсиса Пуленка...). А если Вы слушаете симфо-рок, то можно попробовать Густава Малера и раннего Арнольда Шёнберга («Песни Гурре», например), а если "прокатит", то перейти либо к учителю Малера Антону Брукнеру, либо к ученикам и наследникам Малера (скажем, Францу Шрёкеру). А если Вы слушаете эмбиент, то логичным переходом, возможно, будет какая-то в меру заковыристая музыка современных авторов (от Дугласа Адамса или Тристана Мюрая до раннего Кшиштофа Пендерецкого и Эйноюхани Раутаваары), от которой дальше можно потихоньку двигаться назад, в прошлое (скажем, через позднего Дмитрия Шостаковича). Всё это довольно субъективные ряды имён, тут главное - принцип: искать "точки входа", отвечающие Вашей личной склонности. Ну и, понятное дело, единственный способ этот принцип реализовать - спрашивать у знающих людей :)

7
0
Прокомментировать

Если нет никакого представления о классике, и непонятно, как можно выдержать целый живой концерт, можно начать с кинематографа, например посмотрев фильмы "Амадей" Милоша Формана (музыка Моцарта) и "Пианист" Романа Полански (музыка Шопена).

6
0
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью