Почему во времена средневековой религиозной нетерпимости в Монгольской империи был издан указ о признании и защите четырёх основных религий?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться

Каких четырех? Тенгрианства, шаманизма, тотемизма, славянского язычества, конфуцианства, буддизма, ислама, несторианства, монофиситства и "ортодоксального" христианства? На эту тему довольно много исследований, и религиоведческая сторона отлично суммирована И.В. Белозеровым:

С признанием всех религий как одинаково истинных было связано восприятие монголами священнослужителей других народов как шаманов, обладающих особыми возможностями. Важные шаманские функции (исцеление больных, контакт с миром духов и богов) были перенесены завоевателями на буддийских лам, христианских монахов и священников, мусульманских имамов и ученых. Предполагаемая способность служителей культов других народов (в частности, христианского духовенства) к лечению больных имела большое значение: от успеха лечения члена ханской семьи зависило отношение хана к врачу лично и даже ко всей конфессии в целом. www.dissercat.com

Религиозная нетерпимость вообще характерна для ближневосточных религий откровения: про это мало кто знал, пока она была принадлежностью лишь крошечного еврейского народа на крошечной территории, но с развитием христианства и ислама она стала бичом и обычной практикой всего цивилизованного человечества. До выхода христианства на мировую арену о том, что верующих в других богов нужно убивать, как-то мало кто задумывался.

А с политической стороны, ваше утверждение неверно для империй: напротив, не в мононациональных государствах, а в империях во время периодов активного захвата земель и последующего процветания никто из великих завоевателей не устанавливал диктата одной религии (кроме арабов-мусульман). В империях вавилонян, ассирийцев, македонцев, римлян была религиозная терпимость, потому что унифицировать религию - тяжелый полицейский труд, стоящий огромных энергозатрат при неопределенном результате, нехватке квалифицированных кадров, а главное - совершенно лишенный практического смысла. Правителю нужны управляемость территорий, их населения и регулярное поступление налогов в казну. А управлять отдельными народами вполне могут их прежних правители при помощи их прежних священников. Главное, чтобы они славили императора и исправно обирали свои народы в его пользу. Это никогда не было проблемой. Впоследствии точно так же делали все европейские традиционные империи и мимолетная империя Наполеона.

20
-2

Евгений, Бог с Вами, какое славянское язычество в XIII веке?

0
Ответить

рудиментарное и подавленное, конечно, но неоспоримое и западнее Киева, и в мокшанских землях (хотя можно спорить, сколько там славянского).

+1
Ответить

Вот и я о том же )

0
Ответить
Прокомментировать

Потому что таково языческое мировоззрение: чем большему числу богов за тебя молятся - тем лучше.

Кроме того, это позволяло лучше управлять империей, сохранять в ней спокойствие.

Да и сама постановка вопроса некорректна. В XIII веке к самим религиям относились весьма терпимо. Пример тому - Великое Княжество Литовское. Нетерпимость была лишь к язычникам, но к XIII веку это было практически исчезающее явление.

Максим Трусовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

Ответить можно религиозными текстами 

Христианство

Откровение святого Иоанна Богослова 2.9:
знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

Ислам

Коран Сура 5. Трапеза, 82-й аят.
Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим являются те, которые говорят: «Мы - христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия.

Иудаизм

"В этом мире, называемом мир Асия, преобладающую часть его составляет зло, с которым смешано лишь немного добра. (От него происходят добрые наклонности в животной душе еврея, как уже упоминалось.) И она ["клипат нога"] представляет собой промежуточное звено между тремя совершенно нечистыми "клипот" и категорией и ступенью святости…" («Тания», гл. 7, стр. 66-67).

Но существует и другая животная душа, низшего порядка, которой обладают исключительно неевреи.

“Однако души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых клипот, в которых нет добра совершенно...” (“Тания”, гл. 1, стр. 45).

0
-9
Прокомментировать
Ответить