Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в живописи немецкого романтизма часто изображали наблюдателя на переднем плане?

Искусство и культураФилософия+2
Анонимный вопрос
  · 1,2 K
Искусствовед, редактор  · 22 февр 2017

Романтизм - эпоха, для которой ключевым было понятие герой. Это как модель романтического поведения, "посредник", приглашающий зрителя "войти" взглядом в полотно и погрузиться в созерцание философического пейзажа, обретая схожие с героями чувства и мысли. Нельзя забывать и о важном постулате потерянности, ничтожности маленького человека в большом и величественном мире естественной, часто обожествляемой (особенно у немецких романтиков) природы. Таким образом, герои полотен, созерцающие бескрайние просторы моря или могучие горные вершины, поросшие вековыми лесами, наглядно демонстрируют эту беззащитность, ничтожность и краткосрочность человеческой жизни перед лицом архаических сил природы. Интересно, что персонажи практически всегда повернуты к зрителю спиной, их взгляд устремлен вдаль, и лиц мы не видим - они не важны, неинтересна их индивидуальность, важно прислушаться к чувствам и мыслям этих типических маленьких людей, в которые можно проникнуть, даже видя лишь их позу, наклон головы и пр.

Кстати, такие герои-посредники вовсе необязательны, зачастую тот же Фридрих предоставлял зрителю самому постигать величие явленных пейзажей. Или же фигурки людей могут быть так хитроумно спрятаны среди, например, деревьев, что зритель увидит их далеко не сразу. Зато когда они все-таки будут обнаружены, эффект их умаления, их незначительности, потерянности и бессильности благодаря такому приему увеличиватся во сто крат.