Как жилось глухим, слепым или немым в Средневековье?

14937
2
0
16 июля
02:09
июль
2015

На средневековом Западе слепота, глухота и немота считались проявлениями не только физической, но и духовной жизни. Вслед за Библией и блаженным Августином многие воспринимали эти особенности развития как Божье наказание за грехи. Слепыми и глухими считали людей, которые услышали проповедь Христа, но не откликнулись на нее – например слепыми, с повязками на глазах, на средневековых миниатюрах изображали иудеев.

В результате такого отношения слепые, глухие немые люди находились на периферии общества вместе с иностранцами и иноверцами. Отношение к ним зависело от социального статуса. Ослепший в результате болезни король Чехии и герцог Люксембурга Иоанн Слепой (1296-1346) не только сохранил свои владения, но и героически погиб, сражаясь с англичанами в битве при Креси. Слепой с детства Франческо Ландини (1335-1397) стал знаменитым композитором и музыкантом, который не только создал дошедшие до наших дней произведения, но и сконструировал несколько оригинальных инструментов.

Однако Иоанн Слепой и Франческо Ландини были состоятельными людьми. Судьба слепых, глухих и немых людей из низших слоев общества могла быть иной. Некоторые из них становились попрошайками, прося милостыню на папертях и дорогах, другие оказывались в приютах для слепых и инвалидов (такие существовали, например, в позднесредневековой Франции). В некоторых странах таких приютов не было – и тогда за слепыми присматривали члены семьи или монахи нищенствующих орденов.

Исцелением святых, глухих и немых занимались средневековые святые – подобные чудеса были распространены как на Востоке, так и на Западе Средневекового мира. При этом средневековые врачи старались в меру своих сил лечить людей и боролись с потерей зрения. Так уже упомянутый Иоанн Слепой пытался улучшить свое зрение у знаменитого врача Ги де Шольяка.

53
0
июль
2015

Несладко. Если у таких людей не было поддержки местной церковной общины, госпиталя, семьи и друзей, часто они становились бродягами и попрошайками. Господствовало мнение, что их состояние могло быть божьей карой за грехи. В средневековой Европе могли ослепить преступника в качестве наказания, такие люди вызывали всеобщее презрение. Но бывало, что слепота рассматривалась как признак особой близости к богу и как редкий дар. Часто незрячих обвиняли в притворстве и считали хитрецами — обычно это случилось когда люди узнавали, что абсолютная слепота — это редкость, а перед ними слабовидящие, те, кто различает свет и тьму.

Сохранились свидетельства дикого развлечения в Париже XV века: четыре слепца, вооруженные палками, должны были драться с большой свиньей. Под улюлюканье толпы они промахивались и наносили увечья друг другу. К сожалению, почти не осталось свидетельств о том, что сами инвалиды того времени думали о себе.

Глухота тоже считалась пороком, исходя из логики, что такой человек физически глух к слову божьему. И не только пороком, но и доказательством тупости. Есть глухо-немому ребенку везло родиться в богатой семье, то обычно им занимались. В XI веке монахи, чтобы не нарушать своего обета молчания, изъяснялись разными знаками, в том числе они пользовались ручной азбукой. Если у глухо-немого был шанс этому научиться, то ему надо было обратиться в монастырь.

Есть ресурс, где обо всем можно узнать подробнее A History of Disability: from 1050 to the Present Day (org.uk).

33
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта