Соня Тимир-Булатова
февраль 2017.
3807

Почему Петра и Февронию выбрали символом дня семьи, любви и верности, если у них довольно сомнительная любовная история?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
4 ответа
Поделиться

Повесть о Петре и Февронии это литературный памятник Древней Руси. Она записана в середине XVI века. 

К большому сожалению мало кто читал не справки об этой повести, а саму повесть. Признаться, мне тоже сложно читать её в оригинале, но, когда я попробовал, я очень заинтересовался.

Справки говорят нам просто -- князь заболел, девушка обещала вылечить если возьмет замуж. Это сомнительная часть. Остальная часть истории прекрасна -- история подлинной любви в испытаниях.

Меня сразу заинтересовало не только то, правильно ли я понял условие поставленное девушкой, но ещё то, а что вообще была за болезнь.

Современный русский текст найти несложно, но он даёт только часть ответа.

Болезнь носит духовный характер! Князь не простудился, он убил дракона. Да не простого, а дракона, который под видом мужа приходил к жене его брата. Т.е. князь вторгся, хотя и невольно, хотя и по необходимости, в интимную жизнь брата. Воткнуть мечь в дракона имеющего вид родного брата тоже непросто. И его души коснулся этот дракон. Кровь дракона попала на князя и князь страдал струпьями.

Современный взгляд на медицину оставим для себя (хотя знаем, что некоторые такие "струпья" бывают хроническими и могут проявляться при стрессе). Здесь важен именно взгляд тех времен.

Духовную болезнь не может лечить просто некий специалист по травам. Поэтому я сразу заподозрил, что речь может идти о том, что девушка не могла взяться лечить духовную болезнь, если только не станет с князем связана духовно. Т.е. сама просьба от князя его вылечить уже подразумевает большее, чем просто просьбу о лечебных травах.

А потом я нашел статью Александра Ужанкова, это специалист по древнерусской литературе.

www.pravoslavie.ru

Статья большая и сложная, поэтому дам, на всякий случай и цитату:

Феврония не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать. Кажется, ради замужества. В своем переводе Л.А.Дмитриев так и понимал это желание Февронии: "Я хочу его вылечить…", но "…если я не стану супругой ему, то не подобает мне[9] и лечить его" (с.637).
Переводчик не заметил, что здесь кроется очередная - мудрая - загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает самое себя, сможет ли быть ("имам быти") супругой ему! Из субъекта действия (возьмут ли ее в жены), она превращается в объект действия: сможет ли она сама быть женой князя?
Цель, вроде бы, одна и та же, да смысл, как выяснится потом, разный. Именно ей самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой князю!

Русский перевод повести здесь: www.petr-fevronia.ru

39
-5

Это прекрасно. Сама задумывалась об этом и не понимала, что же с этой историей не так, а оно вот какой оборот делает, оказывается. Спасибо большое за ответ!

+1
Ответить

супер! Спасибо

0
Ответить
Прокомментировать

Тут было стечение обстоятельств. Многие российские (но так и во всем мире) города в рамках своих программ привлечения туристов находят себе фишку, которая должна отличать их от других. Просто церкви и просто музеи - это не для современного молодого внутреннего туриста. Россиянина церквями не удивишь. В Мышкине - музей мыши и музей валенок. В Угличе - место убийства царевича Дмитрия. В Гусь-Хрустальном - музей хрусталя. В Костроме - резиденция Снегурочки. В Великом Устюге - Деда Мороза. В Тамбове - музей волка и т.д. Поскольку у нас православное святодержавие на данном историческом отрезке, то и в Муроме решили сделать своих эксклюзивных Петра и Февронию популярными во всей стране. И тамошний очень активный мэр Валентин Качеван (уже лет 7 как пропал изо всех публичных мест) начал в 2001 г. продвигать идею на всех уровнях. 

В 2007 г. следующий 2008 год был объявлен годом семьи, и эту инициативу пристрочили к бюджету и основали комитет по празднованию этого года под эгидой Петра и Февронии, комитетом руководила известная сенатор Петренко с квадратной головой. Руководителю Общественной палаты Степашину (который отнял идею у Качевана) не дали этого куска - комитета, хотя он до Думы эту идею и донес. Но и Петренко недолго комитет держала у себя, несмотря на принадлежавшую ей концепцию замены Петром и Февронией проклятого пиндосского антиправославного Валентина (христианского святого, если кто помнит). В мае 2008 г. состоялась инаугурация нового президента Д. Медведева. Его супруга всегда славилась православной одержимостью, а тут ей просто позарез понадобилось войти в историю великим деянием первой леди. Другие первые леди занимаются благотворительностью обычно и кормят инвалидов. Не таков суверенный наш путь, и она отняла комитет у сенатора Петренко и при поддержке бизнес-администрации РПЦ присвоила разработанную идею себе и в срочном порядке инициировала появление символа ромашки для праздника Дня Петра и Февронии, который - чтобы не тянуть - был отмечен сразу же, 8 июля. Ну и понеслось. В СМИ все были уверены, что с 2012 г. освещать это празднество больше не понадобится, ну так оно и стало - освещение февронек теперь является прерогативой патриотов-любителей и патриотов-сержантов в сетевых СМИ.

Вопрос был: почему именно эти святые и этот день. Я ответил. Суждений о самом празднике я не выношу. Как по мне - так чем больше любых праздников, тем лучше. Люди еще на один день из этого свинцового хтонического кошмара вынырнут - ну и преотлично.

18
-7
Прокомментировать

На самом деле, ситуация простая, как двери. Нужно было кем-то заместить стремительно набирающий популярность занесенный с (бездуховного) Запада день Валентина.

Сложно сказать, почему взяли именно Петра и Февронию, а не более понятных праведных Иоакима и Анну - родителей Богородицы - или мучеников Андриана и Наталью. Скорее всего, решающую роль сыграло то, что это всё таки местные святые.

Будь я видным религиозным деятелем, то всячески лоббировал бы именно Андриана и Наталью, поскольку их история, во-первых, простая для понимания, а во-вторых, действительно демонстрирует силу духа, верность и веру мучеников. Андриан был видным римским чиновником, а его жена - тайной христианкой, удивившись духовной силе и готовности жертвовать собой за веру, Андриан также крестился, после чего попал в заточение, где его поддерживала Наталья. Через какое-то время Андриан был казнён, а Наталья умерла на его гробе.

3
0
Прокомментировать

Пф,  просто надо же что-то сделать против Загнивающего Запада.
ну вот не могут наши смирится с мировым праздником.

Мы же НЕ ТАКИЕ КАК ВСЕ.
У нас скрепы, культура.

поэтому мы создадим свой лунопарк с  ну... святыми и всеми остальными.

Благо,в любом фольклёре обязательно есть какие-нибудь влюблённые.
А то, что никто толком его незнает - даже лучше.

Можно продвигать свою версию событий и создавать мифотворчество " на ходу".

Знаете, я всегда был за интеграцию, за глобализацию и прочее.

у нас в стране каждый год орут о том, что вот, мы всё занимаем и занимаем достойное место в мировом сообществе. встаём с колен, развиваем науку и прочее...
но последнее время мы скорее очередной Железный Занавес строим.

Как-то с интеграцией не вяжется.
Всё вот это исскуственное нагнетание вражды меня вымораживает.

0
0

Я, конечно, понимаю пафос, но традиции молиться Петру и Февронии как покровителям брака несколько сотен лет. Причем не только у русских, но и у украинцев и белорусов, как минимум (сборник по фольклору восточных славян).

0
Ответить

а ведь я даже не спорю, хотя подобная традиция прошла мимо меня.

откровенно говоря, ну кто из наших силён в традициях? да, конечно, я всегда могу пойти в церковь, схватить первого  попавшегося мужика с крестом на груди и спросить - эй, а где там свечку ставить и кому молится если чтоб любовь была?
И он скажет. и покажет.

Но это знает просто потому, что это его кхм.. профессия.

а вот так, из обываетелей с улицы в  возрасте.. да хоть от 20 до 50, кто  сходу кому и куда свечку ставить?

Я ведь говорю не о том, что никогда такого не было и вдруг вытащили.
Было - но не зашло. ну вот померла у нас эта традиция.

 пришёл другой праздник, который пришёлся многим по нраву и более того, позволял вместе  с МИРОМ  остальным отмечать такое важное событие как любовь.

Но нет, не должно быть как у всех. надо что б особенно.

0
Ответить

Да народ то отмечает с удовольствием и 14-ое тоже ) 

Какая разница кто что там официально устанавливает? Ведь "весь мир" (не думаю что так уж прямо весь) это празднует просто по желанию, нигде официально это не установлено как необходимое к празднованию. Уж если кто и организует, так это менеджеры крупных магазинов и сетей.

Уж если так, то я бы сказал, что недостаток нашего дня любви -- это то, что он ни туда ни сюда. Должен быть или весной, или осенью )

Но ничего, не вижу никакой непоправимой ситуации, люди будут праздновать, как я написал и 14-го. Хотя для нашего региона это и рано, нет еще любовного настроения.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить